На тракторах типа Т-40 используется клапанно-золотниковый гидравлический распределитель, который защищает гидросистему от возникновения перегрузок и выполняет функцию управления гидравлическими цилиндрами. Строение гидрораспределителя Система распределения включает в себя следующие компоненты: главный корпус, две крышки, уплотнители, три золотника, клапаны выполняющие перепускную и предохранительную функцию и другие. На тракторах типа Т-40 преимущественно используют распределители с 3 одинаковыми золотниками, в которых присутствует автовозврат в начальную позицию и фиксирование их в 4 режимах. Перевод золотников в любую из позиций осуществляется рукоятками, присутствующими на рычагах. Перевод золотников из рабочего в начальное положение возникает за счет пружины во время автовозврата, который расположен внутри золотника.
Распределитель гидравлический трактора Т-40: 1 — нижняя крышка; 2 — пробка; 3 — пружина золотника; 4 — шарик-фиксатор; 5 — обойма фиксатора; 6 — корпус; 7 — золотник; 8 — верхняя крышка; 9 — пыльник; 10 — уплотнительное кольцо; 11 — рычаг; 12 — пружина перепускного клапана; 13 — перепускной клапан; 14 — шариковый клапан; 15 — направляющая клапана бустера; 16 — пружина бустера; 17, 24 — регулировочные винты; 18 — гильза золотника; 19 — бустер; 20 — фиксаторная втулка; 21 — пружина фиксатора; 22 — предохранительный клапан; 23 — пружина предохранительного клапана; А — канал слива масла из полостей подъема цилиндров; Б — канал управления; В — сверление для подвода масла к предохранительному клапану; Г — дроссельное отверстие; Д — отверстие для соединения с нагнетательным трубопроводом.
Принцип работы гидравлического распределителя Из режима «подъем» в ручном или авто-режиме золотники возвращаются в нерабочее положение за счет давления, присутствующего в гидравлической линии. Из позиции «принудительное опускание» возврат происходит в ручном либо же автоматическом режиме при наборе давления в линии не больше чем 4МПа. Из «плавающего» режима возврат золотников происходит автоматически после принятия ручкой нерабочей позиции. Для обеспечения защиты гидравлики от перегрузок, в распределителях тракторов устанавливают клапан, выполняющий предохранительную функцию, и срабатывающий при давлении 18-1,5 МПа. Если давление выходит за установленные пределы, то клапан отдаляется от седла, и происходит соединение надпоршеньковой полости со сливом, через канавки в корпусе. Вследствие чего давление над поршнем будет гораздо меньше, чем в напорной части. Из-за этого откроется доступ к основному масляному потоку в слив крышки. Настройка гидрораспределительной системы
Если параметры распределителя отличаются от своих технических характеристик – производится регулирование винта на пружине клапана. Такая настройка производится в специальных ремонтных мастерских.
Когда золотник пребывает в начальной позиции масло с насоса проходит сквозь гидравлический распределитель и попадает в бак. В отдельных случаях когда золотник пребывает в рабочих позициях масло попадает в цилиндр и через распределительную систему выливается в бак.
Когда золотник, находится в плавающем положении полости гидроцилинда, соединяются со сливом. Необходимо учитывать, что автовозврат золотников безотказно работает только при температуре масла 35-65 ºC, поэтому рекомендуется после работы возвращать ручку в начальное положение.