Самый легкий автомобиль в мире

В одном из выпусков Top Gear показали милую крошку Peel P50. Уж очень умилительный вышел сюжет, и я решила поднять эту тему и посмотреть, кто еще считается "Самыми маленькими серийными автомобилями".

Некоторые из них можно возить за ручку, в других — ездить только вдвоем, но большинство — самые настоящие машины, хотя и более чем компактные!

Peel P50 (Великобритания)
Длина 1370 мм, ширина 1040 мм, высота 1170 мм
Масса: 59 кг
Максимальная скорость: 80 км/ч
Цена: $11 000
Самый маленький и легкий автомобиль в мире сегодня производится в Великобритании: мелкосерийное производство началось в самом конце 2011 года. Этот одноместный автомобиль можно при необходимости просто унести или перекатить вручную (для этого на задней части машины даже есть специальная ручка). Трехколесная малютка с кузовом из стекловолокна производит впечатление игрушечной, тем не менее сидящий в ней человек чувствует себя вполне комфортно. Этот автомобиль уже выпускался в Англии в 1960-х, когда стремление к экологичности и автомобильная скученность в Старом Свете еще не породили моду на гибридные или электрические автомобили. Современные Peel будут выпускать с бензиновым и с электродвигателем мощностью до 4 л. с. Такая «игрушка» может развивать скорость до 80 км/ ч, но производители ради безопасности решили позволить ей разгоняться только до 45 км/ ч. Начат выпуск и двухместной модификации этого автомобиля — Peel Trident, который весит уже 99 кг. Peel Engineering на своем сайте уже начала прием заявок на P50 и Trident. Несмотря на странноватый дизайн, более 40 автомобилей оказались куплены еще до того, как были произведены.

Mercedes SMART ForTwo (Франция)
Длина 2700 мм, ширина 1560 мм, высота 1540 мм.
Масса: 730 кг
Максимальная скорость: 135 км/ч
Цена: $15 000
Этот суперкомпактный двухместный автомобиль выпускается с 2004 года с бензиновым (61 л. с.) и дизельным (41 л. с.) двигателем. Несмотря на миниатюрные габариты, SMART ForTwo может похвастаться самым современным оборудованием. В базовую комплектацию входит бортовой компьютер, 6-ступенчатая автоматическая коробка передач, антиблокировочная система ABS и система стабилизации ESP. Также есть электростеклоподъемники, центральный замок с дистанционным управлением, две фронтальные подушки безопасности. Автомобиль легко разгоняется, достигая скорости 100 км/ч всего за 13 секунд, и тратит всего 3, 5-5 л топлива на 100 км пути. Однако на поворотах при высокой скорости его все же заносит за счет короткой базы и малого веса, так что безопасно поворачивать стоит только на скорости ниже 50 км/ч. В небольшом салоне удобно людям практически любого роста и комплекции, поскольку сиденья можно отодвинуть назад, а потолок довольно высокий. Прозрачная тонированная крыша способствует борьбе с городской клаустрофобией, но может быть и закрыта непрозрачной пластиковой панелью, если солнце светит слишком ярко.

Suzuki Twin (Япония)
Длина 2735 мм, ширина 1475 мм, высота 1450 мм
Масса: 560 кг
Максимальная скорость: 120 км/ч
Цена: $12 000
Двухместная городская модель, несмотря на малые габариты, совсем не выглядит ни смешной, ни игрушечной. Это очень приличный малолитражный автомобиль оригинального дизайна со множеством округлых линий. Компактные габариты дают ему значительные преимущества при парковке и движении в пробках. Внутреннее пространство обеспечивает комфортное размещение двух человек. За сиденьями есть пространство, которое можно использовать для багажа. Эта модель производится с бензиновым и с гибридным двигателем, причем Suzuki Twin первым среди малолитражек стал комплектоваться гибридной системой и до сих пор остается самым дешевым из гибридов. Двигатель мощностью 44 л. с. позволяет Twin разгоняться до 100 км/ч за 33 секунды, но укороченная колесная база не дает машине стабильно удерживать прямолинейное движение на такой скорости, поэтому скоростная норма для этого авто — 60 км/ч. Twin оснащается 3-ступенчатой автоматической или 5-ступенчатой механической трансмиссией и сверхэкономичен — он тратит около 3,3 л топлива на 100 км.

Fiat Seicento (Италия)
Длина 3319 мм, ширина 1508 мм, высота 1440 мм
Масса: 730 кг
Максимальная скорость: 140 км/ч
Цена: $8000
Этот автомобиль выпускается с 1998 года и за полтора десятка лет почти не изменился: переднеприводный трехдверный хетчбэк, миниатюрный и маневренный. Он считается пятиместным, но это скорее заявленная, чем реальная вместимость салона: сзади могут с комфортом расположиться только двое взрослых. Третьим можно посадить ребенка, и то будет тесновато. Дизайн кузова несколько несовременный и рождает воспоминания об автомобилях стран соцлагеря. Объем багажника небольшой, но вполне приемлемый для такой малютки: 170 л, а при сложенных задних сиденьях — все 810 л. Зато грузоподъемность автомобиля внушительная — почти 500 кг. Двигатель при объеме 1,3 л дает мощность 60 л. с., и автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 18 секунд. При этом, поскольку в нем нет дорогостоящих электронных систем, он обладает необычайной чистотой реакции и динамикой как разгона, так и торможения.

Citroen C1 (Франция)
Длина 3430 мм, ширина 1630 мм, высота 1460 мм
Масса: 835 кг
Максимальная скорость:157 км/ч
Цена: $12 000
Четырехместный автомобиль, совместное творение французской компании Citroеn и японского концерна Toyota Motor Corporation, собирается с 2005 года на заводе в Чехии. В описании этого авто часто звучат эпитеты «миндалевидные фары» и «широкая улыбка». Действительно, дизайн кузова элегантен и соответствует концепции женского автомобиля. При небольших внешних габаритах он довольно вместителен изнутри. В салоне все сделано в стиле благородного минимализма: на приборной доске лишь спидометр с крупными цифрами и дисплей бортового компьютера. Масса небольших откидывающихся ниш для мелочей, очень удобные сиденья, хороший обзор. А вот стекла задних окон подкачали: они не опускаются ни в одной из модификаций — только откидываются, как форточки. Citroen C1 делают в двух модификациях: с трехдверным и пятидверным кузовом хетчбэк, бензиновым двигателем объемом 1 л или дизельным объемом 1,4 л. А мощности двигателя 68 л.с. хватает для того, чтобы разогнать автомобиль до 100 км/ч за 14 с. Из систем безопасности — ABS, две подушки безопасности и система коррекции траектории при торможении в поворотах. Подвеска довольно жесткая, позволяющая ощущать сцепление с дорогой, зато разгон и торможение прекрасные.

Читать дальше:  Бустер что это такое в автомобиле

Chevrolet Spark (США)
Длина 3495 мм, ширина 1495 мм, высота 1500 мм
Масса: 775 кг
Максимальная скорость:160 км/ч
Цена: $12 000
Пятидверный компактный хетчбэк Chevrolet Spark — удачный и сравнительно недорогой городской автомобиль. Он довольно шустрый и маневренный, а благодаря оригинальному дизайну кузова, стильным передним и круглым задним фарам не теряется в городском потоке машин. Салон довольно вместительный: заявленные пять человек действительно помещаются, что редкость в автомобилях этого класса. После обновления в 2007 году модель стала более устойчивой и безопасной в управлении. Корпус автомобиля сделан с применением высокопрочной стали, что дает очень высокие результаты на краш-тестах. Есть антиблокировочная тормозная система ABS, передние и боковые подушки безопасности. Автомобиль выпускается в двух модификациях: с силовым агрегатом объемом 0, 8 л и мощностью 52 л. с. и с двигателем посильнее, объемом 1л, который обеспечивает 63 л. с. До сотни он разгоняет автомобиль за 14 секунд и может похвастаться плавным ходом и хорошей шумоизоляцией. И тем не менее в России Spark не получил широкого распространения, поскольку почти полная его копия — корейский Daewoo Matiz узбекской сборки — экономически намного более оправдан.

Peugeot 107 (Франция)
Длина 3430 мм, ширина 1885 мм, высота 1470 мм
Масса: 800 кг
Максимальная скорость:160 км/ч
Цена: $12 500
Как и Citroen C1, этот автомобиль создан совместно французской и японской компаниями. От инженеров Peugeot автомобилю достались дизайн, подвеска и отличные ходовые качества, от специалистов Toyota — высокотехнологичный трехцилиндровый двигатель, КПП и бортовая электроника. Различий в этих двух марках немного, в основном — дизайнерские решения. Кажущийся трехдверным, этот хетчбэк имеет и задние двери, а дверь багажника — целиком стеклянная. Внутри все игрушечно-небольшое и при этом замысловатых форм. Места для багажа совсем мало, да и крупный пассажир может разместиться только спереди. Машина оснащается на выбор либо трехцилиндровым бензиновым двигателем объемом 1,0 л, либо дизельным 1,4 л. Коробку передач можно ставить по желанию либо механическую пятиступенчатую, либо автомат 2-Tronic. Набор стандартного оборудования невелик, но достаточен: электростеклоподъемники, гидроусилитель руля, две фронтальные подушки безопасности, а также антиблокировочная система ABS, электронное распределение тормозных усилий EBD и система стабилизации движения в поворотах CSC.

Toyota iQ (Япония)
Длина 2985 мм, ширина 1680 мм, высота 1500 мм
Масса : 845 кг
Максимальная скорость: 170 км/ч
Цена: $22 000
Toyota iQ выпускается с 2009 года и позиционируется как автомобиль класса «микро-премиум». Она буквально нашпигована инновационными решениями, особенно в области активной и пассивной безопасности: антиблокировочная система ABS, система распределения тормозного усилия EBD, усилитель экстренного торможения BA, антипробуксовочная система TRC и система курсовой устойчивости VSC. Кроме того, у машины целых 9 подушек безопасности, и среди них — первая подушка безопасности занавесочного типа для заднего стекла. Но и цена достаточно высока для малолитражки. В салоне могут комфортно разместиться три взрослых человека, если передний пассажир максимально подвинет свое кресло вперед (регулировки сидений механические), плюс один ребенок, если он сядет за водителем. Если в салоне только два пассажира, то спинки задних сидений можно сложить и получить багажное отделение. Под задними сиденьями также предусмотрена ниша для хранения вещей. Toyota iQ для европейского рынка оснащается бензиновым двигателем VVT-i объемом 1 л и мощностью 68 л. с. Он позволяет разгонять автомобиль до 100 км /ч за 11,6 с, а расход топлива составляет 5,1 л на 100 км.

Aston Martin Cygnet (Великобритания)
Длина 3078 мм, ширина 1680 мм, высота 1500 мм
Масса: 890 кг
Максимальная скорость:170 км/ч
Цена: $49 500
Первый компактный автомобиль премиум-класса запущен в производство только в 2011 году. Он создан на базе автомобиля Toyota iQ и является результатом совместных усилий Aston Martin и Toyota. Производится машина в Англии, но многие агрегаты поступают из Японии. По словам создателей, идея была в том, чтобы удовлетворить запросы привыкших к роскоши поклонников других моделей Aston, живущих в городах с историческим центром и поэтому нуждающихся в маленькой второй машине того же класса. Электронная начинка самая современная, есть даже док-станция для iPod. Но главное — внешний вид, выдержанный в стиле Aston Martin, с характерными решеткой радиатора, вентиляционными прорезями в капоте, спойлером и задними фонарями в форме бумерангов и «алмазами» в сплаве, из которого сделаны колесные диски. Салон обтянут дорогой кожей, в белом или в черном варианте на выбор. Вместимость салона — 3+1, то есть три взрослых человека размещаются с полным комфортом и еще остается одно маленькое место за водительским креслом (например, для ребенка). Под капотом располагается 1,33-литровый бензиновый двигатель мощностью 98 л. с., состыкованный с бесступенчатым вариатором. До 100 км/ч Cygnet разгоняется за 12,5 с, а технология Stop&Start помогает водителю экономить топливо в режиме движения в пробках.

Daihatsu Move (Япония)
Длина 3395 мм, ширина 1475 мм, высота 1635 мм
Масса: 810 кг
Максимальная скорость:160 км/ч
Цена: $13 500
Daihatsu Move — четырехместный пятидверный микровэн. Он выпускается с 2005 года, а в 2010 модель прошла полное обновление. Внешне это дружелюбный автомобиль с мягкими линиями изгиба радиатора, округлым капотом, одновременно могучий и легкий на вид. Внутри он намного просторнее одноклассников, эргономичен и лаконичен. Отдельно стоит отметить уникальные двери, открывающиеся на 90 градусов, что увеличивает комфорт при погрузке. Возможности двигателя объемом 0,66 л и мощностью 58 л. с.позволяют разогнать автомобиль до 100 км/ч за 13 с. Модель самая экономичная среди автомобилей с бензиновым двигателем, а некоторые модификации оснащены системой стоп-старт «eco IDLE» (влияние такого двигателя на окружающую среду находится в «зеленой зоне» налоговой системы). Автомобиль оснащен четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Безопасность обеспечивает новая технология Active Safety с лазерным локатором и камерами переднего обзора, работающая по аналогии с дистанционным управлением в авиации, а также радарная система автоматического регулирования скорости Radar Cruise Control и система безопасности Pre-Crash Safety System.

Читать дальше:  Как не попасть в беду

И если запахом дров в лесистой части Миннесоты, где расположено производство, никого не удивишь, то монотонный и четкий звук молотка, придающего металлу округлые формы, – явление для местности довольно уникальное. Так же, как и машины, созданные на заказ одним человеком – Кристофером Рунге.

С самого детства Криса завораживало все, где есть колеса. «Я вырос на ферме, где было множество оборудования, которое годилось на металлолом. Это и была моя лаборатория, – вспоминает он. – Я мастерил деревянные машинки, перестраивал велосипеды, чтобы устраивать гонки с друзьями. Когда мне было девять, во двор въехал белый Porsche 914. Никогда не видел ничего подобного! На мое счастье, владелец оставил машину зимовать у нас. С тех пор я поселился в гараже и всю зиму играл в водителя гоночной машины».

Через три года юный Рунге ступил на тропу добропорядочного американца, с которого нужно брать пример, – он начал работать помощником доктора Лоуэлла Гесса, оптометриста, жившего по соседству. Гесс вырос на соседней ферме, ходил в местную церковь, в 1950-х основал глазную больницу Kissy Eye Hospital в Сьерра-Леоне, а впоследствии постоянно ездил в Сьерра-Леоне в качестве миссионера и даже в 93 года руководил лечением больных во время вспышки Эболы. «Я начинал у него садовником, – рассказывает Крис, с которым мы беседуем через FaceTime. – Он попросил меня помочь ухаживать за елями на участке. Но уже через две недели заметил мою любовь к механике и предложил помогать готовить медицинские инструменты к отправке в Сьерра-Леоне. С 12 до 20 лет я рисовал и писал инструкции, как собирать и разбирать медицинские инструменты при транспортировке, готовил их к отправке».

Но к 20 годам молодой человек все-таки сменил амплуа. На этот раз он превратился в «американца предприимчивого»: начал покупать подержанные автомобили Porsche, чинил, реновировал и продавал. «Моя страсть к винтажным автомобилям начала приобретать осязаемые формы», – вспоминает Рунге.

Причем в отличие от компаний, где производство относительно массовое (до 1000 автомобилей в год) и клиент может выбирать в основном эстетические опции, Крис предлагает на выбор тип двигателя, манометры, переключатели и колеса. «Обычно я использую оригинальные двигатели Porsche, однако тормоза и ведущий мост в блоке с коробкой передач выбираю современные, под клиента».

В новейшем гоночном автомобиле от Runge Cars R2 Крис использует 3,6-литровый шестицилиндровый двигатель Porsche 290HP Flat Six Cylinder, современные системы безопасности, регулируемые подвески, тормозную систему Brembo Brakes с вентилируемыми дисками и монококовый кузов. Вес машины – менее 816 кг. Что означает впечатляющий разгон и быстроту торможения: в 2015 году немецкий журнал Auto Motor und Sport решил изучить, какое расстояние потребуется лучшим автомобилям в мире до полной остановки со скорости 100 км/ч. Итог – рейтинг из 50 автомобилей, в котором первые места заняли авто, оборудованные системой Brembo.

«Но я также изучаю экологически продвинутые двигатели от Tesla и General Motors, потому что вырос на ферме и понимаю важность сохранения природных ресурсов, – признается Рунге. – Мое хозяйство расположено недалеко от озера, поэтому помимо культурно-автомобильной программы здесь можно насладиться красотой местных лесов и впитать дух старой доброй Америки. Ну и, конечно, придумать и заказать собственный исторический гоночный автомобиль».

Бытует мнение, что мотора нереальной мощности для суперкара достаточно, чтобы заставить любую машину "глотать пыль". Однако фанаты и ценители автоспорта знают, что мощность далеко не определяющий параметр динамики автомобиля.

От соотнесения мощности и массы автомобиля зависит то, насколько быстрым он будет (правило достойное учебника физики). Этот показатель может быть довольно внушительным не только у суперкара с мотором в 1000 лошадиных сил, но и у гоночной машины-крохи на два места с двигателем в 400 лошадей.

Малоизвестный автомобиль голландской марки Donkervoort расположился на пятом месте в рейтинге самых производительных автомобилей. Donkervoort D8 GTO стал воплощением и легендой легкого гоночного автомобиля Lotus Seven. На протяжение многих десятков лет этот автомобиль помогает в создании и разработке двойников, которые достигают восхитительных результатов. Был размещен пятицилиндровый двигатель TFSI Audi, проверенный годами и протестированный ни одними гоночными соревнованиями, в пространственной раме, которая создавалась по подобию Lotus. Двигатель объемом 2,5 литров, имеет мощность 400 лошадиных сил и 420 Нм крутящего момента. А теперь самое удивительное и потрясающее. У учетом всех высоких показателей данной силовой установки, вес D8 GTO составляет всего на всего 700 килограмм! Проделав нехитрые вычисления, становится понятно, почему до 100 км/ч машина способна разогнаться за 2,8 секунды. Ведь на один килограмм веса автомобиля приходится 0,57 лошадиных сил. Максимум скорости составляет 270 км/ч.

На четвертом месте рейтинга расположился Koenigsegg Agera R, под агрессивный кузовов, сделанный из композитных материалов, которого конструкторы поместили двигатель с объемом 5 литров и мощностью в 1114 лошадиных сил. Сравнивая эффективности суперлегкого Donkervoort и этого мощного и быстрого суперкара современности, видно, что соотношение масса-мощность отличаются не значительно, всего на 0,29 (для Koenigsegg Agera R данное соотношение составило 0,86). А вот масса его 1290 килограмм, и это не смотря на то, что конструкторы всюду использовали сверхлегкие материалы и карбон. 100км/ч Agera R развивает за 2,9 секунды (больше Donkervoort на 0,1 секунды). Но все же имеется одно явное преимущество – максимум скорости данного автомобиля 440 км/ч.

Бронзовую медаль в соревнованиях по эффективности заслужила весьма необычная машина. Двухместный карт (да, именно карт) с двигателем V8. На этом неожиданности не заканчиваются. Двигатель Ariel Atom V8 собрали из двух четырехцилиндровых моторов Suzuki Hаyabusа, которые вращают один вал. В сумме мощность этой довольно неожиданной и интересной установки составила 500 лошадиных сил. Но, не смотря на довольно большую массу двигателя, Ariеl Atоm V8 все же карт, поэтому его вес равен всего 550,2 килограмма. Коэффициент эффективности этой крохи поражает воображения. Он равен 0,9.

Конструкторы, ведомые мыслью уменьшения веса, подвергаются риску создания болид, для удерживания которых на дороге нужно прикладывать немало усилий. Но на выручку мастерам спешиит придти прижимная сила. И это является объяснением столь низкой посадки SSC Ultimаte Aero CCX, помимо этого размеры воздухозаборникой данной машины весьма и весьма внушительны. Мощность двигателя, при массе 1270 килограмм, составляет 6,9 лошадей. То есть коэффициент эффективности больше единицы, а именно 1,2! Но таким аппаратом довольно сложно управлять. По словам гонщиков-испытателей, которые летали на SSC Ultimаte Aero CCX , достигая скорости в 305 км/ч, машина начинает буксовать, страшно даже представить какой неудержимой и неуправляемой делается машина в такие моменты. Итак, серебро присуждается SSC Ultimаte Aero CCX.

Благодаря богатому опыту инженеров в проектировке болидов, у Caparo T1 сила прижимания достигает максимального значения. Сотовый монокок – кузов суперкара – сделан специально из алюминия и углеродного волокна. Для того, что бы эта легкая машина не выносилась с дороги, разработчиками были придуманы стабилизаторы ее движения в виде одного большого антикрыла и крыльев поменьше. Двигается Caparo T1 благодаря 3,5-литровому двигателю, мощность которого 575 лошадей. Но при этом весит он 470 килограмм. То есть на один килограмм массы машины приходится 1,2 «лошади». Разменять «сотку» кар способен за 2,5 секунды, а максимальная скорость — 330 км/ч. Итак, золота за неудержимую работу инженерной мысли удостаивается автомобиль, собранный инженерами Mclaren F1.

Пожалуй каждое авто рейтинга «самая легкая машина» было смоделировано и собрано, как техническое воплощение инженерной мысли ради эксперемента, потому что ни одна из них машин не знаменита в широких кругах, кроме Koenigsegg.