Периодичность повышения квалификации водителей

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

С какой периодичностью водители должны повышать квалификацию?

Ответ

Повышение квалификации проводится один раз в год для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу. Остальные предприятия сами решают, нужно ли повышать квалификацию водителей и как часто это делать

Как обеспечить охрану труда водителя

«Какие провести обязательные мероприятия по подготовке водителей к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации

Все предприятия, которые перевозят пассажиров и грузы автомобильным транспортом, должны ежегодно планировать и проводить мероприятия по подготовке:

  • водителей к безопасной работе;
  • транспортных средств к безопасной эксплуатации.

То есть если на предприятии есть хотя бы один штатный водитель с транспортным средством, то предприятию нужно распланировать и провести эти мероприятия.

Внимание: разработайте и утвердите инструкции по охране труда для водителя и ознакомьте работника под подпись ( п. 3 ПОТ на автомобильном транспорте).

Таблица. Обязательные мероприятия по подготовке водителей

Мероприятия по подготовке работников к безопасной работе Как часто проводить
Профессиональный отбор При приеме на работу
Подготовка работников в обучающей организации в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями

При приеме на работу.

Далее один раз в год для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу.

Остальные предприятия сами решают, нужно ли еще повышать квалификацию водителей и как часто это делать

Стажировка водителей При приеме на работу, далее при переводе на новый маршрут, новый тип или модель транспорта Инструктаж по охране труда и БДД При приеме на работу, далее один раз в три месяца Обучение и проверка знаний требований охраны труда При приеме на работу, далее один раз в год Обязательные медосмотры водителей В соответствии с Порядком, утвержденным приказом № 302н Совершенствование навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП При приеме на работу, далее один раз в год Соблюдение режима труда и отдыха водителейи контроль за этим Ежедневно

Мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации:

  • проверка соответствия техтребованиям по назначению и конструкции;
  • проверка наличия свидетельства о регистрации транспортного средства, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности, лицензии на пассажирские перевозки, путевого листа и т. п.;
  • поддержание в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя;
  • техобслуживание и ремонт в соответствии с технической и эксплуатационной документацией;
  • ежедневный технический контроль перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки с отметкой в путевом листе;
  • хранение с исключением доступа посторонних лиц и самовольного использования водителями.

Далее по мере необходимости проверяйте, как проводят эти мероприятия. Результаты проверки оформляют в документальной форме.

Не реже одного раза в квартал проверьте проведение мероприятий:

  • по стажировке водителей;
  • инструктажу водителей;
  • обязательным медосмотрам водителей;
  • совершенствованию водителями навыков первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • содержанию транспорта в технически исправном состоянии, а также его техобслуживанию и ремонту в соответствии с инструкцией изготовителя по эксплуатации;
  • ежедневному контролю техсостояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки с отметкой в путевом листе.

Не реже одного раза в год для автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу и по решению работодателя для остальных организаций проверяют проведение мероприятий:

  • по профессиональному отбору и профессиональной подготовке работников;
  • подготовке работников в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями;
  • организации работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха по законодательству РФ и контролю их соответствия.

Мероприятия по подготовке водителей к безопасной работе и транспорта к безопасной эксплуатации нужны, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий. Если ДТП избежать не удалось, нужно провести анализ причин и условий, которые способствовали возникновению ДТП ( п. 6 Правил, утв. приказом Минтранса от 15.01.2014 № 7).»

Новые правила о допуске водителей к работе

В сентябре вступают в силу новые правила по охране труда на автомобильном транспорте и программы повышения квалификации для водителей. В статье инструкция, которая поможет обучить работников по новым требованиям. Чтобы не нарушить сроки обучения, воспользуйтесь шаблоном приказа и образцом программы первичного инструктажа на рабочем месте для водителей, которую редакция разработала на основе новых правил.

Читать дальше:  Белорусь или беларусь или белоруссия

Что нужно успеть до 27 сентября?

27 сентября 2018 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила). Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.

До момента, когда Правила вступят в силу, нужно провести следующие мероприятия:

  • разработать и утвердить инструкции по охране труда для водителей;
  • разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда для водителей;
  • внеплановый инструктаж по охране труда;
  • внеочередную проверку знаний по охране труда.

Что изменилось?

Правила стали современными. Вместо топки углем теперь нужно установить автоматические воздушные тепловые завесы (п. 29 Правил). Конкретизировали требования к плану расстановки техники, его нужно будет утверждать приказом работодателя. Ужесточили требования к аккумуляторным (п. 137 Правил). Также изменения коснулись требований охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями.

Полностью исключили раздел «Электробезопасность», так как он дублировал Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6. В приложении утвердили наряд-допуск на работы с повышенной опасностью.

Перечень вредных и опасных производственных факторов. В Правилах дополнили перечень производственных фактов, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации транспортных средств. Теперь в него включили физические и нервно-психические перегрузки.

Средства коллективной защиты. В программу инструктажа и инструкции по охране труда нужно будет включить сведения о коллективных средствах защиты согласно Правилам по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (утв. приказом Минтруда от 23.06.2016 № 310н; далее — Правила № 310н).

Периодичность обучения по охране труда. Повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца и проверку знаний не реже одного раза в 12 месяцев теперь будут проводить только для сотрудников, которые выполняют работы с повышенными требованиями охраны труда.

Труд водителей связан с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК). Поэтому работодатель обязан проследить, чтобы водители проходили повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, а проверку знаний — не реже одного раза в 12 месяцев. Срок, который исчисляют месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца (ч. 2 ст. 4.8 КоАП).

Требования к производственной территории.
Производственные здания и сооружения, помещения и площадки должны отвечать требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ). Раньше они должны были соответствовать только строительным нормам и правилам.

Требования к санитарно-бытовым помещениям. Из Правил исключили пункт об устройстве мест для курения в производственных помещениях. Убрали требования об оснащении столовой с полуфабрикатами, о создании фельдшерского пункта и медпункта в зависимости от численности работников, о площади комнаты для предрейсового медосмотра и комнаты для отдыха, о гигиенических душах для женщин и отдельных курительных комнат для них. Также исключили требование о передвижных столовых, об оснащении туалетов писсуарами и т. п. Вместо этого указали, что работодатель должен оборудовать санитарно-бытовые помещения по установленным нормам (п. 14 Правил).

Режим труда и отдыха. Такой раздел из Правил исключили. Определили, что режим труда и отдыха устанавливают правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты работодателя (п. 13 Правил).

ККак проводят повышение квалификации водителей?
Водитель относится к категории рабочих, к которым предъявляют повышенные требования к профессиональному отбору (приказ Минтранса от 15.01.2014 № 7). Его специфические знания и навыки подтверждают водительским удостоверением на право управления транспортным средством с соответствующей категорией (ст. 65 ТК).

Работодатель организует повышение квалификации водителей (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Ежегодно повышение водительского мастерства проводят только для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу. Например, водители общественного транспорта. До того момента, как примут профессиональный стандарт, остальные организации сами определяют периодичность повышения квалификации для водителей.

С 1 сентября 2018 года действует приказ Минобрнауки от 01.03.2018 № 161, который утвердил новые программы повышения квалификации для водителей (далее — Программы повышения квалификации). Повышение квалификации водители могут проходить только в обучающих организациях дополнительного профессионального образования (ч. 2 и 6 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Организация не может самостоятельно проводить обучение, если у нее нет лицензии на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования.

Читать дальше:  Узнать задолженность по штрафу по постановлению

Какие изменения нужно внести в программу вводного инструктажа по охране труда?

В Правилах установили требование — знакомить работника с положенными средствами индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже нужно будет рассказывать, какие именно СИЗ положены работнику.

В программу не нужно включать перечень СИЗ, укажите отраслевые нормы выдачи. Пропишите в ней отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». Если такая информация есть, не переделывайте программу. На инструктаже покажите новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислите указанные СИЗ со сроками носки. По просьбе работника предоставьте выписку из норм выдачи или разместите информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.

На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты. Разъясните запрет на курение на территории организации и в автомобиле.

Что нужно добавить в программы первичного инструктажа и обучения по охране труда?

Во время первичного инструктажа работнику рассказывают, какие мероприятия предпринимают для снижения уровня вредных и опасных воздействий производственных факторов. Разработчику нужно добавить в программу инструктажа мероприятия по снижению влияния физических и нервно-психических перегрузок.

По новым правилам к организации труда водителей предъявляют дополнительные требования. Разработчик должен включить в программы инструктажа и обучения специальные требования охраны труда, предъявляемые:

  • к производственным территориям и организации рабочих мест;
  • площадкам для хранения транспортных средств;
  • размещению технологического оборудования;
  • технологии производственных процессов;
  • эксплуатации транспортных средств;
  • размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.

В Программах повышения квалификации опубликовали подробный материал по оказанию первой помощи пострадавшим. Руководствуйтесь им при обучении и разработке инструкций по охране труда.

В программу инструктажа и обучения нужно включить информацию о средствах коллективной защиты. Если этого не сделать, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Поэтому служба по охране труда проверяет, чтобы разработчик программ инструктажа и обучения включил в них сведения из пунктов 84–89 Правил № 310н.

В каком порядке нужно провести обучение по новым правилам?

Проведите с водителями внеплановый инструктаж по охране труда, затем внеочередную проверку знаний не позднее 27 сентября 2018 года (пп. 2.1.6 и 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок обучения № 1/29).

Если работодатель допустит необученных водителей к работе, ему грозит штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). При этом суд может посчитать, что штраф нужно заплатить за каждого необученного работника (решение Московского городского суда от 06.06.2016 по делу № 7–5928/16).

Служба по охране труда готовит приказ о проведении внепланового инструктажа и проверки знаний требований охраны труда по новым правилам. Когда будете назначать дату и время экзамена, не забудьте оставить работникам время на подготовку.

Во время внепланового инструктажа работнику объясняют, что именно изменилось в новых правилах. Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения по вновь разработанной программе первичного инструктажа на рабочем месте. В журнал регистрации нужно внести основания — укажите номер и дату приказа.

Внеочередную проверку знаний по охране труда проводят в комиссии организации. Чтобы ее провести, после изменения законодательства члены комиссии должны пройти внеочередную проверку знаний в учебном центре (п. 3.3 Порядка обучения № 1/29). Только после этого комиссия может провести проверку знаний новых правил у сотрудников организации. В протоколе, в удостоверении по охране труда, в поле «Причина проверки» укажите «внеочередная».

Автор: Светлана КУЗНЕЦОВА, начальник отдела охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды ООО «СПК-комплектация»

Статьи по теме

В соответствии с п.1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Читать дальше:  Немецкие марки автомобилей список

При этом порядок обучения установлен:

  • Приказом Минтранса России от 14.05.2015 N 172 "Об утверждении типовой программы профессионального обучения повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении, программы дополнительного обучения водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, программы дополнительного обучения специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении"
  • РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей" в отношении проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Повышению квалификации подлежат все водители транспортных средств, в соответствии со статьей 20 Закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения», независимо от того, связаны ли они с международными перевозкам, являются они водителями автотранспортных предприятий системы Минтранса РФ, или нет. Частью 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ определено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Из п.1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения": «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения».

Читайте также:

Приказом Минтранса России от 22 июня 1998 г. № 75 утверждены Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Например, в соответствии со спецификой перевозки опасных грузов, к управлению транспортными средствами, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.

В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к умениям водителя транспортного средства соответствующей категории, водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза, должен уметь:

  • оказывать первую помощь пострадавшим в случае инцидента с перевозимым опасным грузом;
  • контролировать погрузку, разгрузку грузового автомобиля, перевозящего опасный груз;
  • принимать меры по локализации или ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия с перевозимым опасным грузом.

Периодичность повышения квалификации водителей устанавливается работодателем, но не реже 1 раз в 5 лет. Ежегодное повышение квалификации требуется водителям автотранспортных организаций (поднадзорные Минтранса РФ), которые подчиняются РД-200-РСФСР-12-0071-86-12.

Требования к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения.

  • нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
  • основы трудового законодательства;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • правила технической эксплуатации транспортных средств;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен иметь диплом о высшем образовании по направлению группы «Техника и технологии наземного транспорта».

Кроме того, достаточно наличие высшего образования по другому направлению деятельности, с учетом прохождения профессиональной переподготовки.

Допускается наличие высшего образования нетранспортного профиля и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (пункт 16.3, абзац 2 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом от 28.09.2015 № 287 .

admin
/** * The template for displaying comments. * * The area of the page that contains both current comments * and the comment form. * * @package xMag * @since xMag 1.0 */ /* * If the current post is protected by a password and * the visitor has not yet entered the password we will * return early without loading the comments. */ if ( post_password_required() ) { return; } ?>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *