Гидравлический подъемник кабины камаз

На автомобили КАМАЗ устанавливается опрокидываемая кабина, подъем и опускание которой осуществляется с помощью специального механизма с гидравлическим приводом от отдельного насоса. О насосе механизма опрокидывания кабины, его типах, устройстве, эксплуатации и обслуживании читайте в данной статье.

Устройство механизма опрокидывания кабины (МОК) КАМАЗ

Грузовые автомобили КАМАЗ имеют бескапотную компоновку, которая, несмотря на все свои достоинства, имеет один недостаток — двигатель устанавливается на раме под кабиной, и для доступа к нему кабину приходится поднимать. Поэтому в грузовиках с бескапотной компоновкой, в том числе и в КАМАЗах, используется специальный механизм опрокидывания кабины (МОК). Благодаря наличию данного механизма кабина может быть легко поднята (опрокинута), что открывает доступ к силовому агрегату, сцеплению и другим механизмам, расположенным в передней части рамы.

МОК КАМАЗ состоит из двух отдельных систем:

• Механизм уравновешивания;
• Гидравлический механизм подъема и опускания.

Механизм уравновешивания, как понятно из его названия, необходим для уравновешивания кабины автомобиля во всем диапазоне углов опрокидывания. Данный механизм не участвует в подъеме и опускании кабины, а выполняет больше вспомогательную роль. Механизм состоит из двух противоположно закрученных торсионов, установленных поперек рамы в нижние стойки передних опор кабины.

Каждый торсион имеет жесткое соединение только с одной стойкой, с противоположной стороны торсионы свободно проходят через опоры и соединены с продольными рычагами, которые крепятся к специальным опорам в задней части кабины. Таким образом, каждый из торсионов через свои рычаги стремится наклонить кабину, но создаваемый ими суммарный момент равен нулю, за счет чего и достигается уравновешивание.

Подъем и опускание кабины (да, в отличие от самосвальной платформы, которая опускается под собственным весом, кабина опускается принудительно) производится с помощью гидравлического механизма опрокидывания. Данный механизм состоит из компактного плунжерного насоса с ручным приводом, масляного бачка (обычно он интегрирован в насос), системы трубопроводов и гидравлического цилиндра. Гидроцилиндр установлен под передней частью кабины, на правом лонжероне, насос — чуть позади задней подвески кабины.

Работа механизма крайне проста: с помощью насоса рабочая жидкость (масло) нагнетается в гидроцилиндр, и шток, двигаясь вверх или вниз, в зависимости от положения рукоятки на насосе, поднимет или отпускает кабину.

Одним из главных компонентов механизма подъема и опускания кабины является насос, о котором расскажем более подробно.

Типы и применимость гидронасосов МОК

На сегодняшний день в механизмах опрокидывания кабины камских грузовиков используются ручные насосы плунжерного типа (такие же находят применение в гидравлических домкратах). Независимо от модели, все плунжерные насосы устроены одинаково, об устройстве насоса сказано ниже.

В грузовиках Камского завода применяются два основных вида насосов:

• Насос механизма опрокидывания кабины;
• Насос механизма опрокидывания кабины и подъемника запасного колеса.

В первом случае насос устроен наиболее просто, и он всегда подключен только к контуру механизма опрокидывания кабины. В насосе второго типа предусмотрена возможность переключения между контурами МОК и гидроподъемника запасного колеса. То есть, один насос может работать в двух системах, что делает автомобиль дешевле, а его обслуживание и эксплуатацию — проще. Напомним, что в ряде моделей автомобилей КАМАЗ (например, в КАМАЗ-4310) запасное колесо устанавливается за кабиной на специальный гидравлический подъемник — это облегчает процесс снятия и постановки на хранение колеса, имеющего довольно большую массу и габариты.

В настоящее время на автомобили КАМАЗ устанавливается несколько моделей насосов двух основных производителей:

• Насосы Prva Petoletka (PPT), Сербия;
• Насосы ОАО Борисовский завод «АвтоГидроУсилитель» (БАГУ), Республика Беларусь.

Насосы различных производителей имеют неодинаковые характеристики, отличаются установочными размерами и другими параметрами, что обязательно необходимо учитывать при покупке нового насоса.

Но все насосы, независимо от модели и применимости, имеют принципиально одинаковое устройство.

Устройство насоса механизма опрокидывания кабины

Насос устроен довольно просто. Его основу составляет корпус, в котором установлена плунжерная пара — нажимной плунжер (поршень) и его втулка. Под плунжером располагается канал, выходящий в клапанный механизм — полость с двумя шариками, один из которых (со стороны нагнетательного канала, выпускной) прижат к своему седлу с помощью пружины. Второй шарик (впускной) просто лежит на своем седле и может свободно перемещаться по каналу.

На корпусе над плунжером установлена рукоятка привода насоса, она имеет качающуюся опору и через простейший шарнир связана с плунжером. Подъем и опускание рукоятки обеспечивает перемещение плунжера во втулке и работу насоса. Сбоку от корпуса плунжерной пары к насосу монтируется масляный бачок, поэтому механизм опрокидывания кабины не имеет отдельного бачка. Внутри бачка к впускному каналу присоединен всасывающий фильтр, здесь же находится предохранительный клапан, обеспечивающий слив масла из нагнетательной полости обратно в бачок при неоткрытии выпускного клапана.

Одна из главных деталей насоса — реверсивный золотник, с помощью которого производится управление потоком рабочей жидкости в гидросистеме МОК. Золотник имеет два положения — «Подъем кабины» и «Опускание кабины», выбор положения производится поворотом золотника с помощью предусмотренной для этого рукоятки. При повороте золотника в положение «Подъем кабины» масло нагнетается в трубку, соединенную с нижней полостью гидравлического цилиндра, а из верхней полости масло через жиклер поступает в бачок. При повороте золотника в положение «Опускание кабины» происходит реверс подачи масла — теперь оно подается в трубку, соединенную с верхней полостью гидроцилиндра, а из нижней полости масло поступает в бачок.

Читать дальше:  Противобуксовочные цепи своими руками

В насосах, предназначенных для установки в автомобили с механизмом подъема и опускания запасного колеса, предусмотрен еще один золотник — с его помощью производится соединение насоса либо с гидравлической системой МОК, либо с гидравлической системой гидроподъемника запасного колеса.

Нужно отметить, что описанное выше устройство имеют насосы PPT — они выполнены в виде горизонтально расположенного параллелепипеда, в верхней части которого находится рукоятка. Насосы БАГУ и им подобные имеют несколько иное устройство: как такового масляного бачка в них нет, роль емкости под масло играет сам корпус насоса, а плунжерная пара располагается внутри насоса, непосредственно в масле. Клапаны и золотниковые механизмы такого насоса расположены в его нижней части. Внешне насос представляет собой удлиненный по вертикали параллелепипед, в верхней части которого, на одной из боковых стенок, находится рукоятка привода плунжера.

На внешней поверхности насоса предусмотрены штуцеры для соединения с трубками, пробка для заливки масла, а иногда и пробка со щупом для контроля уровня масла. Также рядом с рукоятками управления золотниками обязательно нанесены поясняющие надписи или символы.

Работает насос и весь механизм опрокидывания кабины просто. При движении плунжера вверх под ним образуется разрежение, шарик впускного клапана отходит от седла, и масло свободно поступает в полость под плунжером. При движении плунжера вниз давление масла возрастает, шарик впускного клапана снова встает в свое седло, перекрывая доступ к масляному бачку. В определенный момент давление масла преодолевает силу сопротивления пружины выпускного клапана, он открывается, и масло по трубкам поступает в гидроцилиндр — так происходит подъем или опускание кабины.

Привод плунжера производится с помощью рукоятки, в которую вставляется обычно монтажная лопатка или иной подходящий по размеру инструмент. Рукоятка раскачивается вверх и вниз до упора, при каждом опускании рукоятки кабина либо поднимается, либо опускается (в зависимости от положения золотника) на небольшой угол.

Кстати говоря, в МОК не зря используется ручной насос. Обычно поднятие кабины требуется для осмотра или ремонта двигателя, а в такой ситуации ни о какой работе штатной гидравлической или пневматической системы автомобиля говорить не приходится — при незапущенном двигателе эти системы просто-напросто не функционируют. Поэтому единственным подходящим решением стал насос с ручным приводом, работа которого никак не зависит от работы силового агрегата грузовика.

Порядок работы с насосом МОК

Кабина автомобиля КАМАЗ может иметь три положения — транспортное (кабина полностью опущена), подъем на угол 41° и 61°. Подъем на оба угла производится с помощью насоса, однако порядок действий в обоих случаях несколько отличается.

Для опрокидывания кабины на угол 41° необходимо выполнить следующее:

  1. Заглушить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить рычаг КПП на нейтраль;
  2. Рукоятки обоих запоров кабины установить в верхнее положение;
  3. Отсоединить предохранительный крюк, установленный на правом запоре кабины;
  4. Перевести рукоятку управления реверсивным золотником в позицию «Подъем кабины» (либо на стрелку вверх — обозначение зависит от модели насоса);
  5. В отверстие рукоятки привода плунжера вставить монтажную лопатку или иной инструмент;
  6. Раскачиванием рукоятки вверх и вниз произвести подъем кабины;
  7. После подъема кабины в отверстие стойки ограничителя вставить предохранительный шплинт (это предотвратит случайное опускание кабины).

Чтобы вернуть кабину в транспортное положение необходимо выполнить следующее:

  1. Вынуть шпильку из стойки ограничителя;
  2. Рукоятку управления реверсивным золотником перевести в позицию «Опускание кабины» (либо на стрелку вниз);
  3. Раскачивая рукоятку привода плунжера опустить кабину в транспортное положение;
  4. Зафиксировать запоры кабины.

Чтобы поднять кабину на максимально возможный угол 61°, предварительно необходимо демонтировать передний бампер и открыть капот (переднюю панель), затем произвести описанную выше процедуру. При достижении подъема на угол 41° нужно вынуть палец удлинителя (предварительно расшплинтовав его) и с помощью насоса поднять кабину. Возврат кабины в транспортное положение производится в обратном порядке, то есть, сначала до угла 41°, а после установки пальца в удлинитель — до транспортного положения.

Если автомобиль оснащён гидроподъемником запасного колеса, то перед опрокидыванием кабины или манипуляциями подъемником запасного колеса необходимо устанавливать ручку золотника на насосе в соответствующее проводимой операции положение. Управление подъемом и опусканием гидроподъемника также производится с помощью реверсивного золотника.

Вопросы обслуживания и ремонта насоса МОК

Насос МОК имеет простую конструкцию, поэтому отличается высокой надежностью и долговечностью. Он не нуждается в специальном обслуживании, только периодически необходимо проверять и пополнять уровень масла в бачке.

Однако детали насоса подвергаются износу и могут выходить из строя, что проявляется нарушением работы МОК. Наиболее частые неисправности, их причины и способы устранения приведены в таблице:

Внешнее проявление неисправности Причина Рекомендации по устранению неисправности
Заклинивание механизма опрокидывания кабины при резком раскачивании рукоятки плунжера Заклинивание предохранительного клапана в насосе Кратковременно перевести ручку реверсивного клапана в противоположное положение, затем вернуть в нужное положение и продолжить раскачивание рукоятки плунжера
Раскачивание рычага производится с затруднением; полное заклинивание рычага; некорректная работа механизма (при установке рукоятки на подъем происходит опускание и т.д.) Засорение масляного фильтра в бачке или жиклера возврата масла Разобрать насос, прочистить фильтр и жиклер
Нарушение правильности установки масляных шлангов или золотников Провести визуальный осмотр насоса, подсоединить шланги к своим штуцерам. При необходимости — произвести разборку, осмотр и ремонт золотниковых узлов
Попадание воды в масло; замерзание воды в масле; в систему залито масло иной марки, чем рекомендовано Разобрать и прочистить насос, заменить масло
Нет подачи масла в систему, движение деталей насоса происходит без затруднений Частично или полностью не закрывается впускной клапан насоса Выкрутить пробку, закрывающую клапанный узел насоса, вынуть детали клапанов, произвести осмотр и устранить проблему
Кабина не приходит в движение, насос работает Некорректная работа предохранительного клапана Снять, разобрать и прочистить клапан, провести его регулировки, при полном износе или поломке — заменить
Читать дальше:  Через сколько нужно поставить машину на учет

Также в гидросистеме МОК может происходить утечка масла, которая возникает вследствие износа или повреждения отдельных деталей, шлангов, трубок и уплотнительных элементов. При обнаружении утечки необходимо выявить неисправную деталь или уплотнение и произвести замену.

Чтобы продлить работу насоса и предотвратить возникновение неисправностей, необходимо избегать резких движений при раскачивании рукоятки привода плунжера, плавно и без рывков переводить рукоятки золотников в то или иное положение, причем поворот рукояток должна производиться до упора. Также нужно следить за общим состоянием системы и насоса, своевременно пополнять уровень масла в бачке, а при возникновении неисправностей сразу их устранять. При соблюдении этих простых рекомендаций насос МОК прослужит многие годы, не создавая проблем, и четко выполняя свою работу.

Для беспрепятственного доступа к моторному отсеку и трансмиссии грузовиков Камского автомобильного завода, необходимо поднять кабину. Насос опрокидывания кабины КамАЗ является частью механизма опрокидывания (МОК). На более старых моделях автомобилей КамАЗ опрокидывание осуществлялось вручную. Для этого необходимо было прикладывать большие физические усилия. Современные модели имеют гидравлическую систему подъема.

Принцип действия механизма

Большой вес кабины современных грузовиков КамАЗ делает подъем вручную затруднительным. Поэтому она оборудуется гидравлическим механизмом. Это позволяет осуществлять подъем и опускание без применения больших физических усилий.

СПРАВКА: Гидравлическая система подъема в некоторых модификациях грузовых автомобилей используется для спуска запасного колеса расположенного за кабиной.

Механизм опрокидывания состоит из нескольких составляющих:

  • Гидроцилиндр двустороннего типа. Направление движения рабочего штока гидроцилиндра зависит от того ,на какой вход подается давление масла;
  • Ручной насос подъема кабины КамАЗ. Необходим для нагнетания масла в систему;
  • Шланги высокого давления или металлические трубопроводы.

При помощи гидравлического насоса масло из бачка под давлением поступает в гидроцилиндр. На более старых моделях масляный бак установлен отдельно. Современные грузовые автомобили КамАЗ имеют бачек в одном корпусе с плунжерной помпой.

Под действием давления масла шток цилиндра выдвигается из цилиндра. Проушина штока шарнирно соединена с кабиной. Выдвигаясь, шток поднимает кабину. Для опускания подача давления переключается на второй вход гидроцилиндра, с помощью переключателя, установленного на насосе. После переключения давление воздействует на шток в обратном направлении. Это приводит к опусканию.

ВНИМАНИЕ: Подъем кабины грузового автомобиля КамАЗ возможен до достижения ей угла 41о по отношению к раме. При дополнительных манипуляциях можно поднять кабину до 61о.

Большая нагрузка на гидроцилиндр снижается при помощи специализированной системы уравновешивания. Она позволяет плавно осуществлять подъем и опускание. Система выполнена в виде двух торсионов. Их работа направлена на взаимное противодействие. Торсионы установлены на лонжеронах рамы, и крепятся к кабине с двух сторон. При перемещении кабины происходит закручивание одного торсиона и раскручивание второго. Это позволяет добиться равновесия при любом угле наклона. Так же можете прочитать про Где расположен датчик давления масла КАМАЗ.

Конструкция и принцип работы ручного насоса

Насос подъема кабины КамАЗ, устройство которого приведено ниже, может отличаться, в зависимости от модификации автомобиля.

Помпа состоит из следующих комплектующих:

  1. Впускной клапан. Выполнен в виде шарика, установленного внутри трубки. При всасывании масла шарик поднимается над посадочным местом, пропуская жидкость;
  2. Выпускной клапан. Состоит из шарика, прижатого к посадочному месту пружиной. Клапан открывается при достижении необходимого давления;
  3. Поршневая секция. Состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень, соединенный с рукояткой привода. Поршень оснащен резиновым уплотнением. Это предотвращает утечку масла из помпы;
  4. Масляная емкость. Бачек для масла выполнен в одном корпусе с насосом или присоединен к нему. Он связан с поршневой секцией через впускной клапан;
  5. Золотник. Необходим для управления системой при повороте рукоятки в определенное положение. Золотник направляет давление масла на необходимый вход гидроцилиндра;
  6. Ручка привода поршневой секции. Насосы оборудованы рукояткой соединенной с поршнем и закрепленной на корпусе устройства.

ВАЖНО: Для уменьшения физических усилий при работе с насосом подъема кабины КамАЗ в рукоятку устанавливается рычаг.

Принцип действия насоса

При движении ручки плунжерной помпы вверх, поршень поднимается по трубке. Под действием разрежения масло попадает в поршневую секцию, приподнимая шарик впускного клапана. При движении ручки вниз, поршень давит на масло, находящееся в поршневой секции. Под давлением масла шарик впускного клапана прижимается к посадочному месту, и разобщает канал, соединяющий секцию с масляным бачком.

Читать дальше:  Прибор для проверки светопропускания стекол

После закрытия впускного клапана, давление в поршневой секции насоса кабины КамАЗ возрастает. При достижении необходимой величины, давление сжимает пружину выпускного клапана. Шарик выпускного клапана отрывается от седла и пропускает масло под давлением в трубопровод, ведущий к гидроцилиндру. Так ритмичное движение рукояткой вверх и вниз позволяет накачивать давление масла в гидравлический цилиндр.

Типы насосов и их применение

На грузовиках Камского автомобильного завода, независимо от модификации. устанавливаются насосы плунжерного типа. Они отличаются своей надежностью и неприхотливостью к температуре окружающей среды.

Насосы механизма опрокидывания кабины КамАЗ имеют ручной привод. Это позволяет выполнить опрокидывание при не работающей силовой установке.

Все помпы делятся на два вида:

  1. Одноконтурные. Используются только для механизма поднятия и опускания кабины. Они оснащены одним золотником, распределяющим давление масла в системе;
  2. Двухконтурные. Используются на автомобилях с запасным колесом, расположенным за кабиной. Они имеют два золотника и две рукоятки управления. Принцип действия обоих золотников идентичен.

ВНИМАНИЕ: Камский автомобильный завод оснащает грузовые автомобили насосами двух производителей:

  • РРТ – производство Сербия;
  • БАГУ – производство Республика Беларусь.

Устройства разных производителей имеют отличающиеся крепления, технические характеристики, и не являются взаимозаменяемыми. Это следует учитывать при подборе помпы для замены.

Из вышеперечисленного следует, что насос системы опрокидывания кабины КамАЗ используется для нагнетания давления масла в гидравлический цилиндр. В совокупности с механизмом уравновешивания, гидроцилиндр плавно поднимает кабину, до достижения ей необходимого угла по отношению к раме грузового автомобиля.

Для подъёма и опускания кабины применяется насос, установленный на раме автомобиля.
В зависимости от модели и комплектации автомобиля возможна установка насоса опрокидывающего механизма различных моделей. Положение ручки управления для подъёма и опускания кабины указано в табличке, расположенной на корпусе насоса (см. рис. Варианты табличек).

В процессе эксплуатации необходимо обеспечивать контроль над уровнем масла в системе гидропривода гидроподъёмника. Уровень масла должен находиться между метками, указанными на щупе насоса, вмонтированном в корпус бачка насоса.

Подъем кабины в первое положение обеспечивает доступ к двигателю при его техническом обслуживании.

Перед подъемом кабины:

1. Зона опрокидывания кабины должна быть свободной.
2. Затормозить автомобиль стояночной тормозной системой.
3. Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение (для коробки передач ZF 9S1310 в нейтральное среднее положение включения 3 и 4 передач).
4. Выключить дополнительное отопление (воздушный отопитель кабины) или кондиционер.
5. Повернуть ключ замка выключателя приборов и стартера в положение «0» — «Все выключено».
6. Опустить рулевую колонку в нижнее положение (для исключения повреждения деталей регулируемой рулевой колонки с пневматическим управлением).
7. Зафиксировать или удалить из кабины все незакрепленные предметы. Закрыть в кабине все двери, ящики и отсеки.
8. Установить противооткатные упоры, предохраняя автомобиль от скатывания.
9. Проверить, что буксирные вилки сняты.
10. Поднять переднюю облицовочную панель.

Подъем кабины

1. Установить ручку управления на насосе гидравлического подъемника кабины (см. рис. Насос опрокидывающего механизма), в зависимости от его модели, в положение ПОДЪЕМ КАБИНЫ или СТРЕЛКА ВВЕРХ и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, начать подъем кабины.

Насос опрокидывающего механизма
1 — ручка управления; 2 — рукоятка насоса; 3 — щуп насоса

2. Для предотвращения случайного опускания кабины закрепить стойки ограничителя стопорной шпилькой.
Вынуть стопорную шпильку из транспортного положения (из отверстия стойки нижней) до момента ее касания со стойкой верхней (см. рис. Ограничитель опрокидывания кабины).

Ограничитель опрокидывания кабины
1 – стойка верхняя; 2 – стойка нижняя; 3 – шпилька стопорная

3. Качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, продолжить подъем кабины до совпадения отверстий нижней и верхней стоек. При совпадении этих отверстий прекратить подъем кабины.
Для кабины с гидрозамками открывание гидрозамков происходит автоматически при работе насоса.
Для автомобилей, укомплектованных коробкой передач с телескопическим приводом, открывание замка телескопических элементов при подъеме кабины происходит автоматически.
4. Закрепить стойки ограничителя шпилькой стопорной, для предотвращения случайного опускания кабины.

Внимание!
При работающем двигателе и поднятой кабине возможно автоматическое включение вентилятора системы охлаждения.
Категорически запрещается проведение каких-либо работ в зоне действия вентилятора при работающем двигателе.

Опускание кабины

1. Вынуть стопорную шпильку.
2. Установить ручку на насосе, в зависимости от его модели, в положение ОПУСКАНИЕ КАБИНЫ или СТРЕЛКА ВНИЗ и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, начать опускание кабины.
3. Вставить шпильку в транспортное положение в отверстие нижней стойки ограничителя.
4. Продолжая качать рукоятку насоса монтажной лопаткой, опустить кабину. При опускании кабины гидрозамки закрываются автоматически, кабина блокируется от опрокидывания.
При не закрытии хотя бы одного из двух гидрозамков на панели приборов загорается контрольная лампа запора кабины .
Для автомобилей, укомплектованных коробкой передач с телескопическим приводом, после опускания кабины для обеспечения жесткой связи рычага и тяги должен закрыться замок телескопических элементов. Если замок не закрылся, резко нажать рукоятку рычага переключения передач вперед до закрытия замка телескопа.

admin
/** * The template for displaying comments. * * The area of the page that contains both current comments * and the comment form. * * @package xMag * @since xMag 1.0 */ /* * If the current post is protected by a password and * the visitor has not yet entered the password we will * return early without loading the comments. */ if ( post_password_required() ) { return; } ?>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *