Должны ли предупреждать об соч и сор

Новая система оценивания внедряется параллельно обновлённому содержанию образования.

Полное внедрение системы должны завершить в 2020-21 учебном году

Все школы Казахстана поэтапно переходят на обновлённое содержание образования: в 2016 году – 1 классы, в 2017 – 2,5,7 классы, в 2018 году – 3,6,8 классы. Параллельно с внедрением новой программы в школах изменяется и система оценивания учащихся. Так называемая критериальная система построена на сравнении достижений учащихся с описанными критериями, которые позволяют определить, насколько успешно освоен материал и сформированы практические навыки.

Однако многие родители и учителя, привыкшие к традиционной пятибалльной шкале, не готовы принять новую реальность. Одни считают, что такие срезы вводят школьника в депрессию, вторые, соответственно, просто не успевают физически проводить и проверять такое количество контрольных одновременно. Informburo.kz разобрался, почему новая система вызывает столько нареканий со стороны общества, и может ли замена отметок на баллы поднять уровень образования в стране.

СОР и СОЧ: что это такое и для чего их придумали?

Новая система представлена в виде СОР (суммативного оценивания за раздел) и СОЧ (суммативного оценивания за четверть). Срезы проводятся по итогам каждого раздела и каждой четверти. Итого около 3-4 раз за четверть школьники сдают СОРы и СОЧи в виде вопросов, тестов, контрольных и так далее. Итоговая оценка за четверть и год выводится по специальной формуле.

Как объяснила эксперт в области образования, педагог Асем Дитч, СОЧ и СОР основываются на критериальном оценивании знаний, умений и навыков, что исключает субъективный подход со стороны оценивающего.

"Критерий – это составляющая стандарта. Если ученик знает критерий, он знает, как достичь стандарта темы, раздела. Критерии, в свою очередь, расшифровываются дескрипторами, прописанными в каждой суммативной работе. При грамотно составленной СОЧ и СОР ребёнок может самостоятельно оценить качество своей работы, что является одной из целей современного подхода к обучению. Любой результат промежуточного оценивания – это рекомендация, какой критерий нужно подтянуть. Своего рода обратная связь. Чем конкретнее представлены критерии оценивания, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания", – пояснила она.

Обновлённое содержание образования нужно для развития функциональной грамотности, чтобы ребёнок мог применить полученные знания, в том числе и во время этих контрольных работ. "Он не должен готовиться, заучивать – это противоречит программе", – считает заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутова.

Несмотря на то, что ученик оценивается только посредством СОР и СОЧ, учителя продолжают ежедневно вести работу, поощряя успехи учеников смайликами и бабочками.

"Педагог каждый день смотрит, наблюдает за развитием ребёнка, за тем сколько знаний он получил, как он ориентируется на уроке. То есть итоги подводятся после каждого урока. Это не влияет на СОР И СОЧ, это для учителя и ученика, для того чтобы они знали к чему они пришли и к чему нужно стремиться", – объяснила Зейнеп Максутова.

За правильную организацию и проведение СОР и СОЧ учитель несёт непосредственную ответственность, потому что именно учитель планирует свой урок.

"Никакого рейтинга школ нет. Мы стараемся сделать всё, чтобы разгрузить максимально учителей, чтобы они занимались только учебным процессом", – подчеркнула Зейнеп Максутова.

Новая система оценивания позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей, считает заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования.

По данным МОН, проведение СОР и СОЧ на психическое и эмоциональное состояние детей не влияет. "Видимо, родители сами входят в депрессию, потому что больше вмешиваются, не понимают. Они не обучались по этой программе им тяжело. Дети больше знают и воспринимают", – отмечает Зейнеп Максутова.

Успешность внедрения обновленного содержания образования и критериального оценивания подтверждают данные диагностического тестирования обучающихся первых классов в 30 пилотных (обучающихся и оценивающийся по новой системе) и 16 контрольных школ (по старой) отметили в Министерстве образования и науки РК.

Тестирование проводилось в начале учебного года и по его окончании. Учитывая то, что обучение и оценивание учеников пилотных и контрольных школ проводилось по разным методикам, все итоги срезов для успешного сравнения были переведены в баллы, уточнили в ведомстве.

"В начале года средний балл учеников пилотных школ составил 112,6, что на 5,9 баллов ниже среднего балла учеников, обучающихся по старой программе (118,5 балла). По итогам учебного года средний балл обучающихся пилотных школ составил 137,7 балла, что на 7,3 балла выше среднего балла обучающихся контрольных школ (130,4). При этом учащиеся пилотных школ по итогам года показали более значимый прогресс среднего балла (+24,8 балла), чем обучающиеся контрольных школ (+11,9 балла)", – уточняется в отчёте мониторинга.

Результаты учеников третьих классов пилотных школ также значительно преобладают над результатами контрольных. Так, по итогам учебного года учащиеся 3 класса показали более значимый прогресс среднего балла (+38,5 балла), что в два раза превышает показатели контрольных школ (+19,7 балла). Такое преобладание отмечается в разрезе всех показателей: язык обучения, типы школ, местности и другое.

Почему критериальной системой оценивания недовольны родители и учителя?

По мнению депутата Мажилиса Парламента РК, почётного работника образования РК Ирины Смирновой, введённые СОЧи и СОРы не до конца продуманы. Одна из недоработок МОН РК в том, что контрольные работы могут проводиться в один день по всем предметам.

"Любое оценивание, тем более, когда все привыкли к тому, что оценка решает очень многое, ведёт к тому, что все зацикливаются, а что ты там получил. Ребёнок находится в стрессе, когда у него постоянно идут СОЧи и СОРы. Это сложно не только для ребёнка, но и для понимания родителей. Они не понимают, для чего нужно домашнее задание, если оно не оценивается, никуда не вносится", – отметила она.

Читать дальше:  Открыть шлагбаум без пульта

Помимо этого, проверка большого количество работ, а иногда, по словам Ирины Смирновой, из-за совпадения срезов их бывает по 200 сразу, учитель перегружен.

"Из-за маленькой заработной платы, учитель вынужден брать как минимум 1,5 ставки, чтоб просто выжить. А когда у него 1,5 ставки, то соответственно очень много проверок СОЧ и СОР. Он должен выставить результаты СОЧ и СОР в тот же день, как он их провёл. Но если у него в день семь параллелей, где в каждом классе по 30 человек в лучшем случае, это 200 тетрадей. Он будет днём и ночью проверять эти работы, потом их выставлять, он сможет там написать в чём проблема у этого ребёнка? Что он не усвоил? Не сможет физически", – считает депутат.

Ещё один пробел в работе новой системы СОРов и СОЧей – оценивание отсутствующих на контрольных учащихся. По словам Ирины Смирновой, из 200 человек аттестуемых вполне возможно, что 12 болеет. Однако пробелов в системе быть не должно и учитель вынужден бегать за школьником, пока тот не сдаст все экзамены.

"В СОЧ и СОР не должно быть дырок, должны быть выставлены оценки, знания каждого ребёнка должны быть изучены. Учитель должен встретиться с этими 12 отсутствующими учениками, а на этих учеников, когда они пришли в школу набрасываются все учителя всех предметов, для того чтобы сдать СОЧ и СОР. Теперь учителя вместе с этими детьми составляют расписание, когда эти дети могут написать СОЧ и СОР. Эти 12 человек встречаются с каждым учителем по согласованному расписанию, и эта деятельность учителю не оплачивается", – пояснила она.

Несмотря на то, что Министерство образования и науки требует своевременного заполнения электронного журнала "Кунделик", неполадки на сайте не всегда позволяют уложиться в срок. В ведомстве не учли, что при одновременном заполнении "Кунделик" начинает зависать.

"Оценки за СОЧ и СОР нужно выставлять в "Кунделик" в тот же день, когда была проведена контрольная. Если вдруг учитель не успеет, то в программе будет пробел, и этот урок не будет засчитан при начислении заработной платы. Учителя утверждают, что "Кунделик" очень часто виснет потому, что все учителя заполняют СОЧ и СОР практически в одно время. Помимо этого, в некоторых школах интернет и вовсе отсутствует", – подчеркнула Ирина Смирнова.

Все эти моменты вызывают протест у учителей, родителей и школьников. Однако депутат считает, что, несмотря на все недопонимания, предлагаемая новая система оценки, когда оцениваются функциональные знание учащихся, применение на практике, возможность анализировать, способность к синтезу и анализу – это хорошее движение.

"Министерство должно увидеть в учителях, в родителях и детях своих добрых друзей и услышать их голос, не как голос критиков, которые хотят убрать и избавиться. МОН РК должно понять, что нужно сделать для того, чтобы работа шла комфортно и всем было понятно, что делать", – отметила она.

По мнению эксперта Асем Дитч, новая система оценивания, безусловно, лучше старой пятибалльной системы. Однако, по её мнению, для казахстанского общества сейчас СОР и СОЧ проблема.

"Проблема прежде всего от неготовности учителей и родителей принять новую реальность. Ведь не секрет, что не все педагоги осмыслили суть суммативного и формативного оценивания, некоторые даже умудрились превратить эти два мощных инструмента помощи детям в жёсткий экзамен. Уже более пяти лет МОН РК организовывает курсы повышения квалификации учителей, где отрабатываются самые мощные педагогические методики мира, например, Кембриджского университета. Я считаю, что необходимо вводить подобные курсы для родителей. Пока сознание казахстанского общества сфокусировано на оценке как приоритете в образовании, пока мы будем с тоской вспоминать старые учебники и вздыхать о диктантах, наши дети не станут более подготовленными к жизни", – сказала она.

Пятибалльная система оценивания: что с ней не так?

В МОН считают, что пятибалльная система оценивания, традиционная в Казахстане, уже не соответствует современным запросам и системам образования.

Недостатки пятибалльной системы оценивания:

  • достижения школьников сравниваются с результатами других учащихся;
  • школьники и родители не понимают, по каким критериям оцениваются учебные достижения;
  • пятибалльная система не даёт точного представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы;
  • нет обратной связи между учителем и учеником.

"Почему-то все наши родители, общество привыкли работать на оценки и заранее своего ребёнка настраивают на то, что он должен принести какую-то отметку. Родители судорожно за этим следят, на самом деле это неправильно. Новая обновлённая программа направлена на получение знаний, а не оценок", – пояснила заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутова.

Пятибалльная система не всегда была объективной и разрушала мотивацию к дальнейшей учёбе, призналась она. Депутат Ирина Смирнова также считает пятибалльную систему оценивания несовершенной.

"Когда мы привыкли в течение длительного времени к одной форме оценки и когда вводится другая, совершенно противоположная, конечно, это воспринимается в штыки. Когда мы оценивали баллами от 1 до 5, то два бала мы практически не использовали это 1 и 2. По сути мы все знания учащихся оценивали тремя оценками 3,4,5. Когда ввели ЕНТ, это было около 14 лет назад, то весь перекос образования пошёл в ту сторону, что всё надо вызубрить, не надо ни о чём думать, просто вызубрить. Поэтому во главу угла стала зубрёжка, что сегодня просто неприемлемо, сегодня вызубрить всё невозможно. Сегодня всё надо понимать", – отметила она.

Читать дальше:  Сверловка ниссан примера р12

СОРы и СОЧи в основном тяжело даются тем детям, которые раньше получали хорошие оценки с помощью заучивания, отмечают учителя и директора школ. Вместе с тем троечники и хорошисты при новом подходе оценивания зарабатывают хорошие баллы. Депутат Смирнова считает, что снова возвращаться к старой системе оценивания – это неправильно.

"Тремя баллами оценить всё достаточно сложно, там нужно либо бальную шкалу увеличивать до 10-15, чтоб как-то оценивать, либо другие формы. Вот другая форма нам предложена", – отметила она.

По словам Зейнеп Максутовой, в Казахстане была выбрана система оценивания, которая уже была апробирована в Назарбаев интеллектуальных школах совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. Также система была апробирована в 30 пилотных школах страны. Сторонники новой системы оценки знаний выделяют у неё следующие плюсы?

  • соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя, предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
  • делает оценивание более прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
  • способствует развитию навыков самооценивания;
  • воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
  • способствует росту мотивации к обучению и повышает качество образования.

"Внедрение системы критериального оценивания учебных достижений направлено на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. В современной школе пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективности отметок", – отметила Зейнеп Максутова.

Что будет с новой системой критериального оценивания в Казахстане?

В 2020-21 учебном году в Казахстане завершат полный переход на обновлённое содержание и на новую систему оценивания. По словам заместителя директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутовой, возможно, система будет совершенствоваться с учётом замечаний, но точно не изменится кардинально.

"Систему оценивания можно усовершенствовать, сделать многофункциональной, но принцип и механизм должны остаться прежними. Новая система должна давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практические навыки; показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся; предусмотреть связи "учитель – ученик", "родитель – классный руководитель", "администрация – педагогический коллектив". Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность", – пояснила она.

Каждая школа в начале учебного года утверждает свой рабочий учебный план, соответственно, должны определяться сроки проведения СОР и СОЧ.

Министр образования и науки Ерлан Сагадиев разъяснил требования к проведению СОР и СОЧ в школах страны, передает Zakon.kz.

К министру через портал "Открытый диалог" обратился алматинец с вопросом о том, должны ли учителя заранее предупреждать школьников о СОР и СОЧ, и за какой период времени это должно происходить.

"Дело в том, что в Алматы учителя ставят в известность учеников о предстоящем СОР буквально за несколько минут, т.е. в день проведения, тем самым травмируя психику детей, заставляя их нервничать. Такое ощущение, будто застать врасплох деток является приоритетом учреждения образования. Также прошу сообщить может ли учитель", — написал автор обращения.

В ответе министра Сагадиева указано, что каждая школа в начале учебного года утверждает свой рабочий учебный план, соответственно, должны определяться сроки проведения СОР и СОЧ. При этом проведение суммативного оценивания за четверть допускается не более трех в один день с учетом уровня сложности учебных предметов. Также они не проводятся в последний день завершения четверти.

"Даты проведения СОР и СОЧ по каждому предмету определяется в соответствии со среднесрочным планом на учебный год, разработанного на основе долгосрочного плана. Следовательно на начало учебного года известны периоды проведения и количество запланированных СОР и СОЧ по каждому предмету", — сказано в ответе.

Далее отмечается, что организации образования самостоятельны в определении максимальной учебной нагрузки в день, выборе форм, средств и методов обучения, определяемых их уставами. Поэтому вариант информирования о предстоящих СОР и СОЧ школа (педагоги) выбирают самостоятельно. Можно использовать способ размещения на Kundelik, на информационном стенде, также и другие формы устного и письменного уведомления.

"Можно предварительно извещать обучающихся о предстоящих СОР и СОЧ в самом начале изучения каждого раздела, так как учителя знают количество часов отведенные на изучение раздела заранее, согласно учебному плану. В случае изменений графика проведения СОР и СОЧ надо дополнительно сообщать, это не приводит к стрессовым ситуациям, при предварительной осведомленности детей", — отметил министр.

Рассказывая о плюсах оценивания знаний учеников посредством СОР и СОЧ, специалисты указывали на то, что ребенка не оценивают каждый день, он не получает оценки "3" или "5". Знания оцениваются за раздел, то есть проходит учебный раздел и по его итогам ребенок пишет СОР. Это та же контрольная или самостоятельная, как было раньше, но она включает в себя все темы этого раздела. Раньше дети могли выучить кусочек параграфа, ответить получить "5". Потом еще через две недели опять выучить кусочек параграфа и получить "5". Сейчас такой возможности нет, сейчас нужно все параграфы изучать, чтобы получить оценку за раздел.

Блог о машиностроении и не только

Поиск по этому блогу

Как сдавать СОРы и СОЧи без проблем: 12 советов для учеников и родителей

Новая модель оценивания одновременно и спасение, и проклятие, а ее истинные цели еще не до конца ясны. В любом случае, нужно научиться справляться с этим типом работы, и сегодня я расскажу как. Являясь учеником НИШ, откуда "все это пошло", а так же репетитором, могу сказать, что решить задачу вполне реально, главное – правильная подготовка.

Тест

Всю информацию я поделил на "для учеников" и "для родителей", но советую почитать обе части.

Для учеников

Что такое СОРы и СОЧи? Кратко говоря, это особый вид работ по оценке знаний учеников за раздел или четверть соответственно. Но готовиться к ним нужно принципиально одинаково. Итак, лучшие советы для учеников:

  1. Подкрепляем знания. Никакие лайфхаки не помогут сдать работу, если ты ничего не знаешь, а учитель стоит над душой. Не рискуй оценкой и собственным будущим – читай, что задают, делай домашние задания. В каком бы классе ты ни был (кроме, может быть, первого), начинай вести конспекты, то есть записывай основную информацию. Сюда входят определения, формулы, обязательные таблицы, классификации (деления на типы, виды и чем они друг от друга отличаются), даты-события и другое. Никаких телефонов – не запомнишь, пока не запишешь. К тому же, тетрадь нельзя разрядить, а с телефоном тебе никто такого фокуса не обещает.
  2. Смотри старые задания. Учителя крайне редко выдают супер-задания на оценивании (но что в таком случае делать мы расскажем), в 98% это будет то, что вы уже делали. Поэтому обязательно просматриваем все решенные задачки, самопроверки, раздаточные печатные листы и всё, что учитель так или иначе тебе дал. Если что-то из этого ты просто списал с доски, разберись. Если этого не сделать, можно завалить простейшее задание.
  3. Смотри на баллы. Я бы поставил это на первое место, будь это "топ простейших советов для невнимательных". Каждый балл должен даваться за определенный шаг или действие, поэтому обязательно смотри на балл в скобочках или в стороне от задания. Например, если вопрос на один балл, будет достаточно краткого ответа (например "да, работает", "7 очков", "пересекаться и не пересекаться", "в 1917 году") или просто буквы в случае с тестом. Но если дается несколько баллов, нужно приводить решения. Лучшая схема — 4 балла: дано, формула, решение, ответ (для математики, физики, химии). За один ответ поставят 0 баллов, даже если он правильный – так гласят правила. Когда нужно ответить текстом немного сложнее, но понятно: 5 баллов из 20 означают небольшой емкий ответ, а 15 из 20 – полноценное эссе. НО! (читай далее)
  4. Выполняй само задание так, как написано. Довольно часто можно потерять баллы просто неправильно поняв или забыв что-то сделать (это я, здравствуйте. Но я с этим борюсь). Если написано "дай ответ в сантиметрах" за ответ в миллиметрах снимут балл, если дано "решите теоремой Виета" за решение по другой схеме могут дать 0 баллов, а если просят привести точку зрения и примеры, а Вы про них забыли, можно потерять очень много баллов. Проверяй каждое слово и карандашом подчеркни то, что нужно сделать, и как.
  5. Никой пустоты. За неправильный ответ не снимут баллы, их просто не добавят. Во время теста обязательно заполни все вопросы, даже если не уверен, на крайний случай, просто "на рандом". Крутой чит – исключение невозможного. То есть, если три ответа из четырех точно неправильные, оставшийся является правильным. Когда решаешь задачу, даже если не помнишь точно, напиши, что знаешь. Если не знаешь формулу, напиши хотя бы "дано" – до 8-9 класса за это обычно дают балл.
  6. Изучи привычки учителя. Не полагайся на этот пункт, но держи в голове. Например, если учитель постоянно акцентирует какую-то деталь, она скорее всего появится в СОР/СОЧ. Если часто решаете задачи – будет много задач, если много спрашивают устной теории – готовься давать определения и доказательства.
Читать дальше:  Надо мед справку при замене прав

Думаю, на этом всё. Пиши, чтобы узнать ответы на какой-то вопрос. А мы переходим к родителям.

Для родителей

Идеальное слово для описания состояния родителей – паника. Причина тому – непонятная мутная система оценивания (на самом деле довольно прозрачная, особенно в технических науках, но ее отвратительно объясняют. Пишите, если хотите больше узнать о системе и как с этим жить).
Итак, советы для родителей:

  1. Никакого открытого давления. У ребенка такой же стресс, крики не помогут точно. Новая система требует логики, а не зазубривания – учите детей думать, а не рыдать над непонятным параграфом в час ночи перед СОРом.
  2. Проверяйте материал, который можете. Мало какой родитель любит читать учебники, особенно современные. Но если у ребенка СОР по предмету, в котором он "плавает" – найдите 10 минут и прочитайте параграф, а потом расспросите. Не зацикливайтесь на деталях, но обращайте внимание на формулы, даты, события, определения – любимые акценты в СОРах и СОЧах.
  3. На первых порах можно читать записи ребенка, особенно если Вы можете хоть частично понять, о чем речь. Находите похожие "узоры" в тетради, например, связка "формула-задача-теоретический материал" подсказывает, что именно так будет построен СОР. Отдельный тип – темы сочинений. Они довольно часто повторяются, возможно, с изменениями.
  4. Представьте себя учителем. Супер лайфхак для родителя – придумать "честный" СОР, который должно завалить большинство. Так ребенку потом будет легче на реальных СОРах, а если учитель и правда брал все самое сложное, будет как минимум меньше стресса.
  5. Проследите за мелочами в работе, вроде "писать только в поле для ответа" или "ответы в тесте обязательно обвести кружком с помощью ручки". Учителя имеют право снижать баллы за нарушение таких правил, особенно если им неудобно проверять. Отдельно обязательно (!) научите ребенка видеть частицу "не" в любом вопросе. Один балл может влиять на годовую оценку, поэтому банально забыть, что вопрос был "Какой из этих вариантов не подходит?" очень обидно.
  6. Практика – это искусство. Попросите учителя дать Вам примеры работ (но не других учеников, это не соответствует Академической честности, так что Вы законно не имеете права брать и сравнивать работы). Многие работы прошлых лет можно найти в Сети. Главное – поймать "дух" этих работ, беспощадно объективный и жесткий.

admin
/** * The template for displaying comments. * * The area of the page that contains both current comments * and the comment form. * * @package xMag * @since xMag 1.0 */ /* * If the current post is protected by a password and * the visitor has not yet entered the password we will * return early without loading the comments. */ if ( post_password_required() ) { return; } ?>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *