Самостоятельная продажа автомобиля и последующая покупка нового – процесс порой довольно небыстрый, и к тому же волнительный. Программа трейд-ин позволяет значительно ускорить его и поменять старую машину на новую, но имеет свои подводные и надводные камни, о которых следует знать и помнить.
Программа трейд-ин (trade-in) – услуга дилеров, позволяющая сдать старый автомобиль и получить скидку при покупке новой машины. Проще говоря, это система обмена старого автомобиля на новый с компенсацией разницы в стоимости. Упрощение процесса избавления от бэушного транспортного средства по замыслу стимулирует продажи. В целом трейд-ин, популярный в определенных рыночных нишах, безопасен, но не всегда является выгодным. Некоторые дилеры отмечают, что владельцы пока с настороженностью относятся к системе обмена старого автомобиля на новый.
Как работает трейд-ин
У автомобильных брендов есть свои программы трейд-ин, регламентирующие условия, при которых возможен выкуп автомобиля дилером. В перечень рассматриваемых аспектов входит марка, модель, год выпуска и техническая кондиция. Автомобили, находящиеся в залоге, а также неисправные и битые выкупу не подлежат.
Shutterstock / VOSTOCK Photo
Традиционная схема работы системы трейд-ин следующая – потенциальный покупатель новья предоставляет дилеру свою старую машину на диагностику, по результатам которой транспортному средству дают оценку. Если хозяина устраивают условия, то он сдает машину, подписав договор купли-продажи, а из стоимости нового автомобиля вычитается прайс старого. К слову, реализация последнего с этого момента – головная боль дилера.
Каковы преимущества трейд-ин
Плюсы системы trade-in на самом деле очевидны. Прежде всего, это экономия времени и нервов. Тем, кто продает машины, нередко приходится общаться с не слишком приятными людьми, тратить время на встречи с ним и иногда объяснять очевидные вещи. А еще нередко продавцы выслушивают хамские предложения «соискателей» забрать машину с ценником, скажем, в 600 тысяч «прямо сейчас за четыреста». Второе преимущество – минимизация риска обмана при оформлении документов (договора купли-продажи) и отсутствие необходимости предпродажной подготовки. Некоторые автомобили не блещут ликвидностью и продаются на вторичном рынке очень долго – процесс может затянуться на совершенно неопределенное время. Воспользовавшись такой услугой, вы гарантированно и быстро реализуете транспортное средство. Вот вам и третий плюс, из которого вытекает четвертый – продажа старой машины и покупка новой фактически за один день.
О пятом достоинстве следует сказать особо. Приобретая новый автомобиль по трейд-ин у официального дилера можно получить скидку и немалую! Некоторые бренды имеют свою программу для так называемых лояльных владельцев, не изменяющих марке, позволяющая экономить до сотен тысяч рублей.
Каковы недостатки трейд-ин
А вот нюансы, о которых надо знать, прежде чем приехать в салон. На первый взгляд может показаться, что данная услуга – панацея от многих проблем, но это так лишь отчасти. Прежде всего, следует четко понимать: дилер не заинтересован в выкупе у вас машины по интересующей вас цене или ее рыночной стоимости. Не стоит удивляться тому, что ваш автомобиль оценили низко – компания выставит его на продажу и планирует получить с него прибыль, а, значит ей нужно, чтобы стоимость подержанного транспортного средства была пониже. Не исключена и другая ситуация, когда для привлечения внимания салон называет прайс выкупа выше, чем готов заплатить. Но в тот самый момент, когда владелец готов подписать договор, ему сообщают о результатах диагностики – мол, в автомобиле есть недостатки. Цена иногда может снизиться на 20%, но клиент уже «тепленький» и готов принять суровую действительность, лишь бы поскорее продать.
Система «trade-in» в нашей стране – новинка на современном рынке авто. Она ещё малоизвестна и применяется пока не во всех автосалонах. Про неё ходит много слухов: как позитивных, так и негативных. В зарубежных странах эта система успешно работает уже много лет, и автолюбители пользуются ей при покупке нового «железного коня».
В чем заключается смысл системы
Рассмотрим на примере, не связанном с автомобилем. Вы решили поменять свое жилье на более удобное и подаёте объявление «меняю жилье в доме со старой планировкой на жилье с улучшенной планировкой + доплата». В результате обмена вы получаете желаемое жилье и доплачиваете тому, кому понравится или подходит ваше предложение.
Так вот система «трейд-ин» – это не что иное, как обмен с доплатой разницы стоимости старого и нового авто в автосалоне. В последние несколько лет все популярней становится работа салонов по данной системе. Здесь ваш автомобиль примут на комиссию, проведут оценку, диагностику и предпродажную подготовку.
Как работает и для чего нужна такая система
Любой автолюбитель в какой-то момент своей жизни начинает задумываться о смене «железного друга». Тогда он становится на какое-то время и продавцом, и покупателем. В этом случае возможны два варианта:
- продать старый и купить новый автомобиль самостоятельно;
- обратиться в автосалон, который работает по системе «трейд-ин».
При самостоятельной продаже владельцу автомобиля необходимо подготовить его: провести предпродажную диагностику, съездить на мойку и придать своему авто товарный вид, снять с учета, подать объявление о продаже, оплатить место на авторынке.
Иногда одна только мысль о том, сколько надо времени, сил и нервов для оформления документов о снятии с учёта, повергает в уныние. Все эти очереди, заполнение документов по несколько раз, нервотрёпка. И эту процедуру придётся пройти дважды – снятие с учёта старой машины и постановка на учёт новой.
В салоне примут автомобиль в любом состоянии (многие салоны принимают даже битые и очень старые авто). Если с документами полный порядок, номера кузова совпадают с номерами в техпаспорте, машина не находится в залоге или не является предметом судебного спора, то на продажу старого и покупку нового у вас уйдёт примерно часа 3-4 и все это в спокойной обстановке, без траты нервов и лишнего времени.
После проведения оценки автомобиля, вы можете выбрать себе новый, доплатить разницу и уехать из салона владельцем нового «железного коня». Все остальные хлопоты по продаже автосалон возьмёт на себя:
- диагностика,
- предпродажная подготовка,
- мелкий или более крупный ремонт,
- мойка, чистка
– вас уже не будут касаться. В этом и состоит выгода от «трейд-ин».
Плюсы системы
Достоинств «трейд-ин» при покупке нового автомобиля очень много:
- Удобно и время экономите. Отпадает необходимость заниматься оформлением множества документов при купле-продаже автомобиля. Вы не проводите бесконечно много времени в очередях при сдаче или получении документов. Не занимаетесь предпродажной подготовкой.
- Экономия денег. Не надо размещать объявления в газетах, платить за место на авторынке, вы не тратитесь на ремонт и диагностику.
- Безопасность. При самостоятельных действиях с автомашиной, вы можете стать жертвой аферистов. В салоне это исключено, все действия по оформлению продажи старого и покупке нового автомобиля с будет проводить один и тот же человек. Также не будет необходимости проводить операции с крупными суммами денег, вы доплатите только разницу в стоимости старой и новой машины.
- Кредит. Во многих салонах оценочную стоимость авто могут принять, как первый взнос, а доплату оформить в кредит. Что очень удобно, когда очень хочется поменять «автодруга», но не хватает денег.
- Гарантия исправности автомобиля. Все автомашины, которые салон покупает или продаёт, проходят множество всесторонних проверок. Это обезопасит от неприятных «сюрпризов».
- Выгода. При обмене авто может не хватить денег на новое, и тогда салон сможет предложить вам автомобиль с пробегом, который значительно дешевле нового.
Также выгодным может оказаться то, что вы, отдавая на обмен какого-либо монстра автопрома, решили приобрести машину попроще. И тут возможен такой вариант: оценочная стоимость вашего авто оказывается выше, чем цена новой машины. В этом случае салон доплатит разницу в цене. Это ещё одна выгода при покупке нового автомобиля в «трейд-ин».
Минусы системы
И недостатки системы обмена подержанного авто на новый в автосалоне также имеются:
- Стоимость принимаемого авто ниже рыночной. И это естественно, ведь салону необходимо провести всю работу по подготовке к продаже и получить свои комиссионные. Поэтому цена от рыночной может отличаться на 10-15%.
- Ограниченность выбора. Если вы ищете какой-нибудь эксклюзивный автомобиль или авто с определённой комплектацией, то система «трейд-ин» не поможет. Смысл системы – это продать старую и купить новую машину в течение одного дня. С аукционами салоны, находящиеся в этой системе, не работают.
- Система малоизвестна в России. На российском рынке система только начинает свое развитие, хотя за границей уже давно пользуются «трейд-ин» при продаже и покупке автомобилей. Многие думают, что это просто очередная уловка салонов, но так думать необоснованно.
Так существует ли по-настоящему выгодный «трейд-ин»? Ответ каждый сможет дать сам, изучив все плюсы и минусы этой системы.
Если вы: дорожите своим временем, силами и нервами; хотите купить новый автомобиль без скрытых сюрпризов, не желаете стать жертвой аферистов, приобрести авто с криминальным прошлым или являющееся предметом судебных разбирательств, тогда при продаже старого и покупке нового автомобиля просто необходимо посетить автосалоны, работающие в системе «трейд-ин».
Услуга трейд-ин в последние годы становится все более популярной. Неудивительно: она ощутимо упрощает процедуру смены автомобиля, снижает риск обмана при продаже старой машины, сокращает временные затраты на ее реализацию, да еще и сулит дополнительные финансовые выгоды в виде скидок. Однако и здесь, разумеется, есть свои нюансы, риски и недостатки. Разбираемся, что такое трейд-ин, чем он хорош, а чем – не очень.
Трейд-ин (или trade- in ) – это услуга по приему вашего автомобиля в счет покупки нового, цена которого уменьшается на стоимость вашего, принимаемого в зачет. Такую услугу предоставляют дилеры и автосалоны, а одна из ее основных целей – стимуляция продаж новых автомобилей.
Классическая процедура обмена старого автомобиля на новый проста: вы приезжаете к дилеру, он проводит диагностику вашего автомобиля и его оценку, и если предложенная цена вас устраивает, вы подписываете с дилером договор купли-продажи вашего автомобиля и тут же приобретаете новый с учетом «скидки», равной цене старой машины. Продажей вашего старого автомобиля, соответственно, будет заниматься дилер – а вы уезжаете от него уже на новом.
Преимущества, которые получает автовладелец при использовании услуги трейд-ин, очевидны. Автосалон избавляет его от необходимости самостоятельно продавать старую машину: придумывать и публиковать объявления, принимать десятки звонков и ездить на показы к капризным покупателям, а затем торговаться до седьмого пота. Кроме того, при правильном выборе дилера стремится к нулю и риск обмана при оформлении купли-продажи. Мелочи вроде отсутствия необходимости делать так называемую предпродажную подготовку машины и ехать с покупателем в ГИБДД для переоформления по просьбе последнего – тоже в списке положительных особенностей трейд-ин.
А еще такой подход, как правило, отменяет необходимость быть без автомобиля на время покупки нового – если нужная вам модель есть в наличии у дилера, вы приезжаете к нему на старой машине, а уезжаете уже на новой. Разумеется, для покупки этой новой машины вам будет доступен и автокредит – это тоже можно считать плюсом. Ну и, наконец, одно из главных преимуществ на данный момент – предоставление дилером дополнительной скидки на новый автомобиль при условии его приобретения в трейд-ин. Здесь суммы сильно разнятся от бренда к бренду и от модели к модели: на бюджетном авто можно сэкономить примерно 10-60 тысяч, на машине среднего класса – 50-150 тысяч, а с ценника премиального седана или внедорожника иногда могут скинуть и добрые полмиллиона.
Не стоит, впрочем, полагать, что трейд-ин – абсолютно идеальный способ смены автомобиля: недостатков и нюансов тоже хватает. Один из главных – низкая оценочная стоимость сдаваемого вами автомобиля: автосалон с огромной долей вероятности заплатит за него стоимость ниже рыночной. И это не обман: вам тоже стоит трезво понимать, что бизнесу нужна прибыль, а ваша машина будет выставлена на перепродажу с сопутствующими расходами. Разумеется, никто не будет ее чинить или делать комплексное ТО, но мойка, химчистка и зарплата менеджера отдела подержанных машин будут заложены именно в потенциальную прибыль за ваш автомобиль. Поэтому будьте готовы к тому, что предложенная цена окажется на несколько десятков тысяч рублей меньше, чем те, что указаны за схожие экземпляры в частных объявлениях.
Еще одна особенность трейд-ин, уменьшающая его привлекательность – ограниченность выбора и присутствующее порой навязывание автомобиля. Ведь если вы хотите уехать на новой машине в тот же день, вам нужно выбрать одну из тех, что имеются в наличии у дилера. А вот тут-то вас могут поджидать все стандартные «трюки» излишне предприимчивых продавцов: вам будут настойчиво предлагать «удобный» им автомобиль и убеждать установить дополнительное оборудование, а зачастую «допы» с завышенной стоимостью уже будут установлены на продаваемую машину без возможности от них отказаться, что существенно меняет итоговый ценник и сокращает радость от полученных скидок.
Кроме того, стоит помнить, что в трейд-ин обычно можно приобрести не только новый автомобиль, но и один из тех, что были сданы автосалону другими владельцами. Однако в этом случае покупка лишается прелести новизны и условной идеальности: не стоит рассчитывать, что, например, автомобиль Ford , стоящий у дилера Kia , был досконально проверен и тщательно обслужен – к такой покупке стоит подходить как к стандартной рыночной процедуре. А учитывая, что требования к автомобилям, сдаваемым в трейд-ин, невысоки, риск встретить на площадке автосалона довольно проблемную машину осязаем. Единственным плюсом в этом случае является сниженный риск наличия «документальных» проблем с автомобилем: как правило, дилеры тщательно проверяют принимаемые в трейд-ин машины на предмет юридической чистоты, и покупка у них кредитной или арестованной машины почти невозможна.
Как уже было сказано выше, планируя трейд-ин, стоит заранее оценить автомобиль и договориться с дилером о том, какая машина будет приобретаться – возможно, ее придется заказывать и ждать, и дилер должен быть на это согласен. Также при этом стоит понимать, что озвученная вам оценочная стоимость вашего авто за время ожидания может поменяться – условия ее сохранения стоит согласовать с дилером.
Главным условием точности всего, что перечислено нами выше, является честность и официальный статус дилера. Если вы имеете дело с неофициальным дилером марки или вовсе с мультибрендовым автосалоном, торгующим всем подряд, то никаких гарантий ожидать не стоит – ценники, комплектации или условия покупки могут поменяться в одночасье. Поэтому при подписании любого договора с официальным дилером стоит быть внимательным, а с неофициальным – троекратно внимательным.
Еще одним способом отъема денег у автовладельца могут стать всевозможные дополнительные условия. Если вам предлагают провести какие-либо предпродажные подготовки или ремонты за свой счет, включая их в обязательные условия услуги трейд-ин или обещая компенсировать затраты за счет скидки на новую машину – с огромной долей вероятности вас обманывают. Процедуры будут проведены в «заинтересованном» сервисе, факт ремонта не будет подтвержден ничем, а дополнительные технические проблемы, которые могут возникнуть в процессе «ремонта», останутся вашими и дополнительно снизят стоимость автомобиля. Поэтому в нормальных условиях все расходы, сопутствующие продаже автомобиля, берет на себя дилер – вы отдаете ему машину «как есть» за сумму, указанную в договоре купли-продажи – а соглашаться делать что-то за свой счет точно не стоит.
Не стоит также и соглашаться на «комиссионные» схемы с дилерами и автосалонами, не внушающими доверия. В качестве альтернативы трейд-ин вам могут предложить помочь с продажей, выставив автомобиль на площадке автосалона. Это тоже чревато хитрыми дополнительными договорами, включающими в себя дорогую предпродажную подготовку, плату за место на площадке, комиссию за продажу и платную «квалифицированную помощь» при переоформлении машины. Так что если какой-то автосалон не готов выкупить ваш автомобиль самостоятельно, вы просто отправляетесь в другой.
Планируя сдать свой автомобиль в трейд-ин, обязательно посетите нескольких дилеров и сделайте предварительную оценку, а также узнайте об условиях и скидках, которые вам предложат. Не стесняйтесь уточнять эти детали – ведь вам нужно продать автомобиль как можно выгоднее, а условия в разных автосалонах тоже могут отличаться. Выбрав лучшие предложения, проведите осмотр у этих дилеров: точная конечная сумма, которую вам предложат за автомобиль, будет озвучена лишь по итогам диагностики. Если после нее вам предложили устраивающую вас цену, можно переходить к выбору нового автомобиля.
Здесь тоже не стоит робеть: если желаемая модель есть в наличии, но на ней установлены дополнительные опции, которые можно снять или купить дешевле, попробуйте договориться об их демонтаже или снижении их стоимости. История знает примеры, когда дилер перешивал кожей (искусственной, разумеется) сиденья хэтчбека С-класса, но менял их обратно на тканевые с другой машины по договоренности с клиентом. Демонтаж непомерно дорогих защиты картера и колесных дисков – в той же категории. Разумеется, шансы на это не так велики, но попробовать стоит. Ну а альтернатива – заказ другого автомобиля и ожидание.
Когда и желаемый, и имеющийся старый автомобиль находятся у дилера, можно приступать к процедуре оформления. В ней нет ничего необычного: сначала вы подписываете с дилером договор купли-продажи старого автомобиля, а затем доплачиваете разницу и приобретаете новый автомобиль или оформляете кредитный договор на его приобретение.
помимо стандартного договора купли-продажи с дилером нужно заключить договор, в котором будут указаны сроки реализации вашего автомобиля или полномочия о прекращении дилером регистрации автомобиля – в этом случае вам нужно будет оформить доверенность на эти действия. Дело здесь в том, что после покупки автомобиля дилер вряд ли будет переоформлять его на себя, а до тех пор, пока машина не обретет нового хозяина, транспортный налог и штрафы будут заботой предыдущего владельца. Таким образом, именно дилер должен взять на себя ответственность за продажу и контроль над переоформлением автомобиля новым владельцем. Если же эти условия выполнены не были, и вы, к примеру, получили штраф на свой проданный автомобиль, вы вправе посетить ГИБДД и прекратить регистрацию транспортного средства, а затем обжаловать штраф, предоставив договор купли-продажи. Кроме того, стоит включить в договор услугу информирования вас как прежнего владельца о том, что автомобиль был продан автосалоном.