Двигатель на дизельном топливе у трактора Д144 заводится с помощью электрического стартера и оснащен электромагнитным тяговым реле. Находится стартер с правой стороны тракторного двигателя и включается проворотом ключа, который включает свечи накаливания и стартер из кабины трактора.
 
Чтобы завести двигатель трактора Т40, поверните ключ зажигания трактора в положение номер один (это включит свечу накаливания), а после этого и во второе положение ключа - это включит стартер.
 
 
На стартере использован торцовой коллектор, а сам стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, который имеет последовательную обмотку возбуждения.
 
Схема стартер трактора Т-40:
 
Стартер трактора Т-40
 
 
 
 
В крышках, со стороны привода и в среднем (опорном) диске запрессованы 3 подшипника скольжения (в подшипниках вращается вал якоря). Восемь щетинок, которые смонтированы в специальных щеткодержателях на крышке, прижимаются к коллектору с помощью пружин. Вал якоря оснащен специальным приводом, а муфта привода передаёт вращающий момент только в одно направление- в коленчатый вал двигателя и создаёт разъединение валов дизеля и стартера после спуска (это происходит автоматически). На крышке установлено электромагнитное тяговое реле (со стороны привода), которое предназначено для сцепления бендикса (шестерня привода) и венца маховика данного двигателя, а так же присоединения стартера к тракторному аккумулятору. При включении стартера, тяговое реле должно переместить привод по винтовым шлицам вала (с помощью рычага привода) и зацепить бендикс (шестерню привода) с венцом маховика. После этого он включает электрическую цепь стартера.
 
 
После отключения тягового реле- шестерня привода выводится из зацепки с маховиком (при помощи возвратной пружины). Тогда главные контакты в реле размыкаются, а сам стартер отключается.
 
 
Чтобы отремонтировать стартер трактора Т40 необходимо выполнить следующие пункты:
 
 
  • Для начала нужно снять защитный кожух. Он закрывает щеточные лючки. Проверьте, в надлежащем ли состоянии щеткодержатели, щетки, сам коллектор. Если на коллекторе, крышке и щеткодержателях скопилась грязь или пыль - удалите её с помощью тряпки или продувки воздухом.
  • Чтобы избавиться от замасливания на коллекторе - протрите ламели коллектора пропитанной бензином тряпкой. Если же нагар не удалился - следует удалить его с помощью наждачной бумаги и после окончания- продуть поверхность воздухом.
  • Проверьте щетки и щеткодержатели. Щетки при перемещении не должны заедать.
  • Проверьте состояние контактов. Для этого снимите крышку с реле стартера. Если в реле обнаружена пыль или грязь - необходимо продуть реле сжатым воздухом. При присутствии на контактах нагара - зачистите контакты с помощью напильника и после операции продуть их сжатым воздухом. Если же контактные болты серьёзно подгорели, и очистить их невозможно или проблематично - поверните их на 180 градусов, а сам контактный диск установите обратной стороной (переверните).
  • С помощью специального динамометра, проверьте давление щетинок на коллектор. В момент отрыва пружины от щетинок, усилие должно составлять 7,5Н- 10Н ( 0,75 кгс- 1 кгс). Если высота щетинок меньше 1 см - их необходимо заменить на новые.
Если есть необходимость - нужно разобрать и стартер трактора Т-40.
 
 
Желательно очистить все поверхности крышек (наружные и внутренние), корпус, якорь, включатель и защитный кожух от различных видов загрязнений с помощью тряпки или сжатого воздуха. Никогда не протирайте эти детали в керосине или в воде.
 
 
В случае, когда коллектор имеет сильный подгар, который не удаляется с помощью шлифования, следует проточить его, снимая при этом, очень малый слой метала. После этого следует зачистить его с помощью наждачной бумаги. Желательная зернистость наждачной бумаги 100.
Проверьте так же зубья венца маховика и их состояние, а так же проверьте шестерни привода. В случае обнаружения торцевых забоин или выработки - запилите их. Но помните, торец зубьев шестерни должен иметь закругленную форму.
 
 
Все трущиеся детали в стартере смажьте специальным моторным маслом. Смажьте втулки привода, шейки вала якоря, подшипники и винтовую нарезку вала.
 
 
Соберите стартер обратно и проверьте, а так же отрегулируйте его на специальном стенде.
Чтобы проверить исправность стартера, необходимо осуществить проверку на холостом ходу.
Аккумулятор при этом должен быть полностью исправен и его заряд должен быть не меньше 75%. При испытании следует так же использовать те же провода, что и на тракторе Т40.
 
 
Величины потребляемой силы и частота вращения якоря при испытании стартера трактора на холостом ходу должны соответствовать данным из таблицы.
 
 
Во время испытаний проверяется так же качество самой сборки. Потребляемая сила тока, если втулка подшипников перекошена, будет в разы больше. А так же перекос уменьшит саму скорость вращения якоря.
Важно проверить отсутствие значительного искрения под щетками. Если щетки хорошо подогнаны, то искры могут вызываться так же неисправностями в обмотке или большим биением коллектора.
 
 
Заниматься сборкой и разборкой стартера рекомендуется только опытным специалистам, которые имеют соответствующее оборудование в мастерской.
 
 
Чтобы отрегулировать стартер на тракторе Т-40 необходимо подать напряжение силой тока около 8- 12В на выводную клемму обмоток реле. Сам корпус стартера должен хорошо соединяться с массой или минусовой клеммой исправного аккумулятора. Чтобы предотвратить вращение якоря стартера- нужно обесточить контакты реле. Когда будет подаваться ток, должно сработать тяговое реле, а якорь-сердечник должен занять крайнее, включенное положение. При этом шестерня привода займёт крайнее положение справа. Диапазон зазора между гайкой (на валу якоря) и шестерней должен быть в районе 3+-1мм.
 
 
PS . Для того чтобы отрегулировать данный размер, расконтрируйте эксцентриковую ось, поверните её вокруг своей оси и установите необходимый зазор. После того, как регулировка будет закончена- необходимо застопорить ось гайкой.
T40-Tractor.ru

Подготовил: